Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Споры вокруг «Северного потока-2» не помешают проекту привлечь средства — эксперт

Споры вокруг «Северного потока-2» не помешают проекту привлечь средства — эксперт

Споры сторонников и противников проекта «Северный поток-2» не помешают компании-оператору Nord Stream 2 AG привлечь средства кредитных организаций в рамках проектного финансирования, считает замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности по газовым проектам Алексей Гривач.

Проект «Северный поток-2» предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Новый трубопровод планируется построить рядом с «Северным потоком». Компания-оператор проекта планирует привлечь около 70% средств на строительство газопровода в рамках проектного финансирования.

«Я думаю, что проект представляет интерес. ... А, главное, что риски у него малы. ... Поэтому кредиторы, банки с большим интересом смотрят на такие возможности. Для банка участие в хорошем проекте — это не только возможности для работы, но и правильное размещение деятельности, это работа на его кредитный рейтинг», — сказал Гривач.

«Споры, конечно, накладывают свой отпечаток на этот процесс. Но в то же время, споры были и тогда (во время реализации проекта „Северный поток“ — ред.). Может, не столь ожесточенные, но политически мотивированного поведения хватало и при том проекте», — также отметил он.

КТО, ГДЕ, КОГДА

По мнению Гривача, участие в планируемом проектном финансировании привлекательно как для банков, так и для различного рода кредитных агентств. При этом, скорее всего, в качестве кредиторов выступят в большинстве своем международные банки в составе консорциума. Не исключил он участия и одного банка российского происхождения.

"Банки могут принять участие самые разные, так как ни сам проект, ни его акционер, которым является "Газпром", ни компания-оператор не находятся в санкциях. Соответственно, никаких формальных ограничений по участию финансовых организаций в проекте, кроме их представлений о норме доходности и надежности, и рисках этого проекта, не существует«, — считает Гривач.

По мнению замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности, процесс заключения сделки по проектному финансированию с кредитными организациями будет осуществляться параллельно с получением разрешений на строительство.

«Ну, вот даже в рамках ... „Северного потока“ соглашение (о проектном финансировании — ред.) было подписано предварительное до получения всех разрешений, но там разница была буквально месяц. Окончательно соглашение по проектному финансированию было закрыто уже после получения всех разрешений. ... Я думаю, что это будет примерно похожая схема», — сказал Гривач.

При этом он отметил, что Nord Stream 2 AG планирует получить все разрешения на строительства к концу 2017 года или самое позднее в начале 2018 года.

ТЕКУЩЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Несмотря на многочисленные споры вокруг «Северного потока-2», официальный представитель Nord Stream 2 AG Себастьян Саас ранее заявлял, что в осуществлении проекта заинтересованы компании из 17 стран и уже привлечены более чем 4 миллиарда евро инвестиций.

Кроме того, в конце апреля Nord Stream 2 AG и европейские партнеры подписали соглашения о финансировании «Северного потока-2». «Газпром», который на данный момент является единственным акционером проекта, отмечал, что партнеры по «Северному потоку-2» — Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall — предоставят компании-оператору кредиты по ставке 6% годовых до 2019 года. При этом финансирование Nord Stream 2 AG предоставит и сам «Газпром» на таких же условиях.

Пять европейских компаний обязались предоставить долгосрочное финансирование в объеме до 50% от общей стоимости проекта, которая оценивается в 9,5 миллиарда евро. В то же время Nord Stream 2 AG планирует привлечь 70% на строительство газопровода в рамках проектного финансирования.

Член совета управляющих австрийской OMV Манфред Ляйтнер в апреле говорил РИА Новости, что партнеры предоставят согласованное ранее финансирование на реализацию проекта, если не будет собрано достаточно средств на рынке. Кроме того, глава правления OMV Райнер Зеле в мае выражал готовность компании осуществить дополнительное финансирование «Северного потока-2», если оно потребуется.

СПОРНЫЙ ВОПРОС

На «Северный поток-2» не распространяются правила внутреннего рынка ЕС, так называемого «третьего энергопакета», так как трубопровод будет проложен не по наземной части Евросоюза, а по морскому дну. Однако, по мнению Еврокомиссии (ЕК), морские трубопроводы не могут строиться и функционировать исключительно по законодательству третьей страны или в юридическом вакууме.

При этом в марте пресс-секретарь ЕК Анна-Кайса Итконен говорила, что Европейская комиссия не видит законных оснований препятствовать строительству «Северного потока-2», хотя он и не нравится ей политически.

В Nord Stream 2 AG, в свою очередь, заявляли, что трубопровод не строится в юридическом вакууме и лишь по правилам одной страны, но учитывает законодательство прочих стран, в том числе, в области окружающей среды. Кроме того, новый трубопровод должен пройти параллельно уже действующему «Северному потоку», построенному ранее с соблюдением множества международных правил.

Поскольку предоставление разрешения на прокладку трубопроводов находится в компетенции стран-членов ЕС, ЕК считает необходимым создать специальный юридический режим для морской части трубопровода, включающий ряд фундаментальных принципов, вытекающих из законодательства Евросоюза в области энергетики. По этому поводу ЕК выступает за проведения переговоров с РФ.

Среди этих принципов Еврокомиссия называет надлежащую прозрачность работы трубопровода, недискриминационное установление тарифов на прокачку газа, надлежащий уровень доступа к возможности прокачивать газ третьих сторон, а также уровень разделения деятельности по продаже и транспортировке.

Nord Stream 2 AG необходимость в данной инициативе не видит, считая юридическую структуру проекта «Северный поток-2» ясной. Так, компания отмечает, что официальный процесс получения разрешений на строительство в пяти странах, через экономические зоны которых должен пройти трубопровод (Россия, Швеция, Дания, Германия и Финляндия) идет в соответствии с правилами.

В Швеции Nord Stream 2 AG подал заявку на разрешение в сентябре 2016 года, в Германии — в марте этого года, в Дании — в апреле. Кроме того, Минприроды РФ представило контактным лицам конвенции Эспо в Дании, Германии, Латвии, Литве, Польше, Эстонии, Швеции и Финляндии разработанную оператором проекта документацию по оценке воздействия «Северного потока-2» на окружающую среду.

Источник: ПРАЙМ, 01.06.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики