Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» и Украина: эскалация конфликта ведет к росту поставок российского газа в Европу

«Газпром» и Украина: эскалация конфликта ведет к росту поставок российского газа в Европу

Риторика Киева относительно предварительных выводов Стокгольмского суда и начало кампании по аресту активов «Газпрома» стимулируют европейцев форсировать подготовку к новому отопительному сезону 

История судебного противостояния «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» приближается к финалу: уже есть первые результаты по делу в Стокгольмском арбитраже по многомиллиардным встречным искам энергохолдингов, которые были поданы в арбитраж еще летом 2014 года (по состоянию на начало апреля текущего года, взаимные претензии «Газпрома» и «Нафтогаза» по контракту купли-продажи газа с учетом штрафов и процентов составляли около $45,7 млрд и $17,9 млрд соответственно).

Предварительные итоги, ретранслированные «Нафтогазом», следующие:

  • во-первых, это удовлетворение его претензий к «Газпрому» по долгосрочному контракту на поставку природного газа на Украину в части действия принципа «бери или плати» (Take-or-Pay) – по этой норме финансовые обязательства сняты;
  • во-вторых, отменяется запрет на реэкспорт газа.

Впрочем, делать глубокие выводы еще слишком рано. Менеджмент «Газпрома» парирует — озвучено промежуточное решение, оно обрамляет принципиальные юридические моменты, но в нем не звучат конкретные цифры и даты, что куда важнее.

Так что предметные дискуссии впереди. И до их начала еще примерно месяц. Исходя из комментариев главы «Газпрома» Алексея Миллера, окончательные официальные итоги из Стокгольмского арбитража по тяжбе российского концерна с «Нафтогазом» станут известны не раньше конца июня.

Украина идет на эскалацию 

Учитывая, что порядок сумм во встречных исках сторон сопоставим (это десятки миллиардов долларов, но при этом у российского концерна потолок претензий к контрагенту выше), можно предположить сценарий «судебной взаимокомпенсации». «Арбитр» вполне способен представить резолюцию об обоюдном обнулении всех выставленных счетов в рамках дела. Это было бы оптимальным сценарием для завершения спора. И вероятность такого исхода сохраняется.

Но в любом случае «Газпрому» ничто не мешает пойти дальше в юридическом отстаивании своей позиции – путем оспаривания претензий, например, в Апелляционный суд Стокгольма. Новый процесс в любом случае, пусть и на время, но все-таки нивелирует пока предпочтительную позицию «Нафтогаза».

В целом же отмена международным судом претензий к украинскому газовому концерну  по контрактному правилу «бери или плати» — безусловно, плохой сигнал для «Газпрома». Прочие его контрагенты в Европе получают повод для оспаривания нормы, которая лежит в основе долгосрочных контрактов российского холдинга.

Киев, тем временем, вдохновленный предварительными выводами международного суда, начал сомнительные с юридической точки зрения действия по взысканию с «Газпрома» неких «антимонопольных» штрафов, утвержденных внутренними украинскими судами. То обстоятельство, что на территории Украины у «Газпрома» нет активов, сопоставимых с размером выписанных штрафов, подталкивает Киев идти за периметр национальных границ. Искать союзников в тех странах Европы, где работает «Газпром», и уже там пытаться арестовывать его имущество.

Понятно, что открыто европейцы не поддержат киевскую авантюру. Однако провокации со стороны отдельных государств Старого Света, известных предвзятым отношением к «Газпрому», таких, например, как Польша или Литва, вполне ожидаемы.

Практические последствия

В свою очередь, российская сторона не развивает полемику. К примеру, глава «Газпрома» Алексей Миллер, комментируя журналистам возможный несанкционированный отбора транзитного газа «Нафтогазом» в зачет штрафов, ограничился в буквальном смысле парой слов: «Пусть попробуют». Он понимает, что эскалация конфликта вплоть до отбора российского «голубого топлива» лишь дискредитирует Украину как транзитера. Что в итоге  поддерживает проекты обходных газотранспортных магистралей из России в Европу – «Северного потока-2» и «Турецкого потока».

На фоне смакования «Нафтогазом» решения Стокгольмского арбитража США поддержали повестку наступления на «Газпром», заявив, что снова готовы помочь Европе энергоресурсами. Впрочем, пока на деле вся история с американским сжиженным природным газом (СПГ)  – это швартовка нескольких метановозов в портах Старого Света в годовом периоде и сокрытие коммерческих условий этих тестовых поставок сырья. Таинственность не спроста - заокеанский СПГ дороже российского сетевого газ, возможно — кратно дороже. Об этом Вашингтон предпочитает умалчивать.

Если же рассматривать эскалацию конфликта «Газпрома» и «Натофгаза» в практическом формате, то, как показывает экспортная статистика, рост напряжения стимулирует европейцев форсировать подготовку к новому отопительному сезону. Так, «Газпром» в первой половине мая нарастил экспортные поставки в дальнее зарубежье по сравнению с аналогичным периодом 2016 года примерно на 9% — до 7,5 млрд кубометров в абсолютных показателях.

Российский газовый концерн рассчитывает, что тенденция роста закупок европейскими контрагентами российского «голубого топлива» сохранится, учитывая в том числе и фазу активного восстановления экономики еврозоны.  

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Forbes.Ru, 05.06.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики