Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > А им все Доха

А им все Доха

Как конфликт Саудовской Аравии и Катара скажется на нефтяных ценах

Саудовская Аравия и еще несколько мусульманских стран объявили о разрыве дипломатических отношений с Катаром. Это самое сильное обострение политической ситуации в регионе Персидского залива, быть может, с 2003 года, когда американцы вторглись в Ирак. Но как ни удивительно, нефтяной рынок отреагировал довольно вяло. Вопреки ожиданиям, цены на нефть даже немного снизились. Большинство экспертов уверены, что если котировки и подрастут, то незначительно.

Ближневосточный раскол

Через несколько дней после визита президента США Дональда Трампа на Ближний Восток Саудовская Аравия и ее ближайшие союзники, включая Египет, Бахрейн и ОАЭ (впоследствии к ним присоединились крошечные и совсем не нефтяные Мальдивы), разорвали дипломатические отношения с эмиратом Катар, ограничили вещание глобального катарского телеканала «Аль-Джазира» и ввели прочие санкции против небольшого соседа.

Совсем уж громом среди ясного неба или разворотом на 180 градусов события 5 июня не стали, поскольку конфликт тлел между странами уже несколько лет. Как бы то ни было, обострилась радикально, и в течение одного дня семь мусульманских стран (и присоединившиеся к ним Мальдивы) отозвали своих дипломатов из Дохи. По любым меркам, это полномасштабный политический кризис. У которого вполне могут быть экономические последствия, если учитывать, что основные участники конфликта обеспечивают около четверти мирового производства нефти.

Катар уже не беспокоит

Нефтяной рынок обычно весьма чувствителен к различным политическим событиям в Ближневосточном регионе. В конце XX века каждое израильско-палестинское обострение или любой другой конфликт на этих землях нервировал трейдеров. Безопасность поставок из этого ключевого региона подвергалась сомнению, и цены на нефть немедленно росли.

Но в последнее время рынок реагирует на ближневосточные неприятности гораздо спокойнее. Собственно, в двух ключевых государствах региона — Сирии и Ираке — уже много лет бушует полноценная гражданская война, но на биржевых котировках это особо не сказывается. Как объясняет партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин, участники рынка теперь в большей степени ориентируются на факты.

«Никто же не перегораживал поставки из Персидского залива, а поставки самого Катара на мировой рынок не превышают двух процентов от общего производства. Участники рынка просто смотрят на эти показатели. В целом, думаю, в последние годы на биржах меньше обращают внимания на политические факторы — можно, допустим, сравнить с нападением арабских стран на Израиль в 1967 году или с войной Судного дня. Тогда это по-настоящему влияло на цены, сейчас — в меньшей степени», — отметил он в беседе с «Лентой.ру».

Действительно, на бирже ICE в Лондоне нефть не только не выросла в цене, но даже немного подешевела, опустившись ниже отметки в 50 долларов за баррель. Частично это объясняется тем, что несмотря на все политические пертурбации, вероятность настоящего военного конфликта между арабскими странами Залива минимальна. Кроме того, нефтяной рынок сейчас должен учитывать множество факторов, и каждый способен уравновесить дипломатическое обострение вокруг Катара. «Нефтяной рынок очень сложный. Такое обострение всегда неприятно, но по моему прогнозу, цены на нефть останутся примерно на том же уровне в обозримом будущем», — отметил член комитета Госдумы по энергетике Виктор Зубарев. 

Следует учесть, что доля арабских стран в мировой нефтедобыче в последние годы несколько снизилась благодаря заметному росту производства в Иране после снятия с него санкций, поступательному наращиванию поставок на мировой рынок из России, а также сланцевому буму в США. Арабские государства по-прежнему важное звено в мировой нефтяной цепочке, но их значение все же уменьшилось.

Скрытая угроза

Опасность для нефтяного рынка, впрочем, может возникнуть. К примеру, недавно страны ОПЕК и примкнувшие к ним независимые поставщики (в том числе и Россия с Мексикой) сумели договориться о продлении ограничений на добычу на следующие девять месяцев. Благодаря этому цены вновь стабилизировались у относительно комфортной для большинства производителей отметки в 50 долларов за баррель. Между тем политический скандал способен привести к утрате доверия между участниками соглашения. С другой стороны, пока все эти страны верны принципам разделения политики и нефтяных поставок. Даже находящиеся в состоянии холодной войны друг с другом Иран и Саудовская Аравия смогли достичь компромисса в этом вопросе.

«Да, по сути, начался очередной конфликт на Ближнем Востоке, но это долгоиграющий фактор. В разы, конечно, котировки не поднимутся, но к 60-долларовым рубежам могут прийти при эскалации. Саудовская Аравия, в конце концов, не просто так вооружалась в последние годы. Кроме того, непонятно что будет в Йемене, особенно если гражданская война, теперь локализованная, выйдет за периметр страны», — оценил он перспективы.

В то же время колебания цен на нефть, по его мнению, не должны сильно повлиять на курс рубля (а ведь именно об этом думают россияне, когда следят за мировыми нефтяными котировками). Пасечник отметил, что сейчас рубль «отвязался от барреля» и гораздо больше зависит от действий регуляторов. Что возвращает нас к российским новостям, инфляции и ожиданиям очередного снижения ставки от Эльвиры Набиуллиной.

Автор: Дмитрий Мигунов 

Источник: Lenta.Ru, 06.06.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики