Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Катарский фронт. Война компроматов

Катарский фронт. Война компроматов

Конфликт между Катаром и его арабскими соседями развивается по законам эскалации. Из дипломатического он перешел в стадию информационной войны. Каким будет следующий этап, прогнозировать никто не берется. Но скорого окончания войны никто не ждет. Зато ожидается рост цен на нефть.

По данным Financial Times, одной из наиболее весомых предпосылок к прекращению дипломатических отношений с Катаром по инициативе группы влиятельных арабских государств включительно с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами была политика Дохи, которая пошла на выполнение условий террористов ради спасения жизней членов королевской семьи. Последние были похищены боевиками. Издание утверждает, что в общей сложности в руках экстремистов оказались 26 членов королевской династии эмирата. Эту цифру подтвердили собеседники в правительстве Катара, а также источники в террористических организациях.

Массовый захват членов королевской семьи был проведен на территории южного Ирака. Там они находились на охоте. Кроме того, Доха согласилась выплатить финансовое вознаграждение за 50 катарских военнослужащих, которые оказались в плену у экстремистов на территории Сирии. Собеседники уверяют, что не всю сумму выкупа получили террористы - аффилированной с «Аль-Каидой»** структуре «Тахрир аль-Шам» досталось около $200–300 млн., а еще $700 млн. стали вознаграждением для шиитских правоохранительных органов и спецслужб Ирана. Передача денег была осуществлена в апреле нынешнего года. По мнению информаторов, напряженность между Катаром и соседними государствами ощущалась достаточно давно, однако информация о передаче денег террористам стала последней каплей для принятия кардинальных решений.

Между тем, Доха инспирировала появление в открытом доступе разоблачений руководства Абу-Даби. В материале телеканала Al Jazeera утверждается, что власти ОАЭ широко используют политику тайной дипломатии, которая в случае огласки вызвала бы оправданное возмущение других арабских стран.

Скандальный репортаж основывается на материалах, изъятых хакерами из электронного почтового ящика главы дипмисии ОАЭ в Вашингтоне Юсефа аль-Отайба. Из них следует, что посол регулярно общался с произральскими экспертами. Подобные шаги категорически не приветствуются арабскими государствами с правлением ваххабитов. В письмах также указывается, что Абу-Даби участвовала в попытке свержения турецкого руководства летом минувшего года. Кроме того, Объединенные Арабские Эмираты негласно были союзниками Саудовской Аравии по борьбе с палестинским ХАМАСОМ, а также боевиками группировки «Братья-мусульмане»*, которые действуют в Египте. Более того, с ориентированными на Израиль аналитиками аль-Отайб намеревался обговорить внутриполитический курс Эр-Рияда. По мнению телеканала, переписка указывает на намерение Абу-Даби сменить статус с «младшего брата» саудовского государства на роль ключевого союзника Вашингтона в регионе, который вправе судить действия других ближневосточных государств.

По мнению политолога из Кувейта Мохаммеда аль-Досари, война компроматов способна спровоцировать крах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, который функционирует последние 36 лет и в который входят Катар, Бахрейн, ОАЭ, Саудовская Аравия и другие страны. Эксперт считает, что преданная гласности информация внесет смуту в ряды сторонников изоляции Катара.

Между тем, официальная Доха утверждает, что не осведомлена об истинных причинах радикальных шагов восьми арабских государств, которые в одностороннем порядке отказались от дипломатических отношений с Катаром. Руководитель внешнеполитического ведомства эмирата Мухаммед бен Абдель Рахман Аль Тани говорит, что если бы имелась реальная вина Дохи, она стала бы предметом обсуждения Совета сотрудничества арабских государств.

По мнению руководителя нью-йоркского фонда Navigator Principal Investors LLC Кайла Шостака, прекращение дипломатических отношений восьми государств с Катаром ставит под угрозу дальнейшее выполнение договоренностей об ограничении объемов добычи нефти, достигнутых государствами ОПЕК и их союзниками. Несмотря на то, что доля Катара сравнительно небольшая – 600 тыс. тонн ежегодно, весомыми окажутся психологические последствия конфликта. В целом ситуацию на рынке нефти в обозримой перспективе Шостак оценивает как нервозную. Еще сложнее положение дел на газовом рынке, где Доха является одним из ключевых игроков, а основным потребителем катарского «голубого топлива» – Египет, который категорически отказывается от любого сотрудничества с Дохой.

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов уверен: нефтяные котировки будут расти, что противоречит всем предыдущим прогнозам. Конфликт между традиционными союзниками Дохой и Эр-Риядом еще вчера казался невозможным, напоминает специалист. Вполне вероятно, что конфликт вскоре будет нивелирован и ограничится запугиванием катарского руководства, но возможна и длительная эскалация напряженности в Персидском заливе. Причины обострения у Симонова сомнений не вызывают – это попытки Катара наладить партнерские отношения с Ираном.

Таким образом, дальнейший сценарий эскалации выглядит как вмешательство в кризис Ирана, пространство для стратегического маневра которого стремительно сужается. Именно такой реакции от Тегерана ждут противники мирного соглашения, заключенного Ираном в 2015 году. Это, прежде всего, Израиль, руководство которого прямо и четко давало понять, что никогда не сможет смириться со снятием части санкций с Ирана. То, что для мирового сообщества является победой дипломатии, в Израиле считают экзистенциальной угрозой для страны. Если конфликт выйдет на военную стадию, эта угроза станет коллективной.

Источник: Век, 06.06.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики