Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Порошенко создает «энергетического Франкенштейна» для гибридной войны с Россией

Порошенко создает «энергетического Франкенштейна» для гибридной войны с Россией

Попытка Украины отказаться от советского наследия и ввести рыночные правила на энергетическом рынке представляет собой создание Франкенштейна, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович

Поставки газа как гибридная война 

В ходе своего выступление на Трипольской ТЭС президент Порошенко заявил, что поставки российского газа в страну были «частью гибридной войны», а перекрытием вентиля Москва хотела разрушить позицию Украины как надежного транзитера и поставить нас на колени.

«Форма гибридной войны в том, что газ поставлялся или не поставлялся? Кажется, Порошенко и сам запутался в этом вопросе. Украина не покупает у России газ с ноября 2015 года, поставки идут только на неконтролируемые Киевом территории. Россия считает их украинскими, поэтому записывает поставки в долг. Но называть поставки газа формой гибридной войны - запредельный треш. Ограничения же поставок, которые имели место в 2006 и 2009 году, связаны напрямую с украинскими долгами», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Теперь же долги Киева за поставки энергоресурсов становятся головной болью Евросоюза. Порошенко сегодня одобрил закон о реформе рынка электроэнергии на Украине. По его словам,  европейская модель энергетического рынка связана с демонополизацией и реальной конкуренцией.

«До сих пор как такового рынка электроэнергии на Украине нет, там тарифы устанавливаются решением государства. Ряд предприятий производят электроэнергию, дальше они поставляют ее государственному посреднику «Энергорынок», который уже занимается тарифами. Не совсем рыночный механизм. Именно поэтому у них так актуальны вопросы с поставками угля. Если уголь будет дороже, то компаниям для оправдания своей бизнес-деятельности придется просить государство повышать тарифы, они не могут увеличить их самостоятельно.

Но повысит их государство или нет -  вопрос дискуссионный. Мы наблюдаем сейчас создание Франкенштейна, когда с одной стороны Украина имеет наследие советской системы, от которого они еще не ушли, а с другой пытается ввести рыночные правила, к которым по своей сути экономика страны еще не готова - ни по структуре хозяйства, ни по доходам граждан», - продолжает Митрахович

Будущее украинской энергосистемы

От внедрения третьего энергопакета на Украине есть положительная сторона и для России. Киев после его введения не сможет создавать проблемы для транзита российского газа. Ряд экспертов предполагает, что новая модель энергетического рынка не только обязательно приведет к удорожанию электроэнергии в стране, но также позволит посредникам покупать у государства дешевую атомную и гидроэлектроэнергию и продавать ее за границу.

«Украина слабо синхронизирована с энергосистемой Европейского союза, фактически есть только одно такое место – Бурштынский энергоостров. Там работает тепловая станция, которая поставляет энергию в некоторые страны ЕС. Для того, чтобы строить дополнительные экспортные мощности, Украине не имеет денег.

У них действительно есть избыточная атомная генерация, что в условиях дефицита электроэнергии выглядит парадоксально. Но для ее передачи необходима соответствующая инфраструктура. Как будет организована работа украинской энергосистемы с точки зрения третьего энергопакета для меня вопрос открытый. Им придется перестраивать многие вещи, индикатором здесь станет судьба  предприятия «Энергорынок» и новые подходы к установлению тарифов», - резюмирует  наш собеседник. 

Автор: Андрей Петров
 
Источник: Экономика сегодня, 08.06.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики