Главная > Актуальные комментарии > Политика > Российские эксперты: Формат Россия-Азербайджан-Иран уже показал себя, он перспективный и с каждым годом будет только набирать обороты

Российские эксперты: Формат Россия-Азербайджан-Иран уже показал себя, он перспективный и с каждым годом будет только набирать обороты

1 ноября в Тегеране пройдет долгожданный второй саммит президентов России, Азербайджана и Ирана. Анонса трехсторонней встречи экспертное сообщество ждало уже давно, поскольку с одной стороны, шли разговоры о том, что он должен состояться, с другой стороны, появление такого триумвирата в связи с саммитом президентов трех стран – Владимира Путина, Ильхама Алиева и Хасана Роухани, прошедшим в Баку 8 августа прошлого года, поставило перед экспертами и мировым сообществом много вопросов – можно ли говорить исключительно о геоэкономической природе такого формата или это и заявка на региональный союз в геополитическом плане, который противопоставляет себя другим игрокам. 

По итогам встречи в Баку Владимир Путин, Ильхам Алиев и Хасан Роухани приняли декларацию, в которой подтвердили намерение развивать трёхстороннее сотрудничество.

Декларация затронула такие сферы взаимодействия, как совместная борьба с терроризмом, урегулирование региональных конфликтов, взаимодействие на Каспии, развитие связей в энергетике, на транспорте и других сферах.

Стороны договорились создать рабочие группы по направлениям, представляющим взаимный интерес.

В МИД России, говоря о триумвирате Россия-Азербайджан-Иран, подчеркнули, что речь идет не о союзе, а о дополнительном формате взаимодействия.

Несколько месяцев назад посол Ирана в России Мехди Санаи в интервью «Москва-Баку» отметил, что Иран заинтересован в таком трехстороннем формате.

5 марта этого года президент Азербайджана Ильхам Алиев посетил с официальным визитом Иран. А 28 марта Хасан Роухани с официальным визитом посетил российскую столицу.

И вот теперь настало время для трехсторонней встречи. О том, можно ли назвать трехсторонний формат более чем за год состоявшимся, а также какие темы будут на повестке дня второй встречи президентов России, Азербайджана и Ирана портал «Москва-Баку» узнал у экспертов.

Научный сотрудник Института экономики Российской академии наук Александр Караваев:

-Думаю, вполне можно сказать, что формат Россия-Азербайджан-Иран состоялся, состоялся прежде всего как региональный сегмент интеграции вдоль Каспия.

В политическом плане у этого формата есть все внешние условия для наращивания многопланового взаимодействия. Главное в этом формате – совпадение взглядов всех трех стран по очень многим вопросам глобального и регионального характера. На первый план формата Россия-Азербайджан-Иран выходит прежде всего экономическое сотрудничество. И стержень этого сотрудничества международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг», который стимулирует взаимные инвестиции, взаимную торговлю, совместные проекты в промышленности. Это вопросы выхода на евразийский рынок.

Почему сформировался именно такой формат? Для России, Азербайджана и Ирана, объединенных общим географическим положением, он экономически выгоден. Азербайджан в этом триумвирате - один из ключевых игроков, звеном между Россией и Ираном. Дело еще и в том, что большая часть проектов, которые связаны с МТК «Север-Юг» в регионе Каспия, оказывается на территории Азербайджана, либо Азербайджан является потребительским рынком для этих проектов. В этих условиях роль Азербайджана незаменима. Перевести взаимодействие между Россией и Ираном на центральную Азию, где проходит вторая ветка транспортного коридора «Север-Юг», не получится, поскольку у Ирана, Туркмении и Казахстана совершенно иной «рисунок» экономического взаимодействия.

Буквально вчера председатель ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Джавид Гурбанов заявил, что первые грузовые поезда на участке железной дороги Астара (Азербайджан) — Астара (Иран) будут запущены в конце ноября.

Известно, что Азербайджан предоставил Ирану кредит для завершения строительства участка Решт-Астара в рамках проекта «Север–Юг». Также азербайджанская сторона согласилась инвестировать в строительство станции и грузовых терминалов в иранской Астаре, предоставив ранее Ирану кредит в размере 60 млн евро. Таким образом, помогая Ирану, Азербайджан стремится ускорить завершение строительства железной дороги в рамках проекта «Север-Юг».

Международный транспортный коридор «Север-Юг» - важный проект для всех трех стран, который позволит соединить железные дороги России, Азербайджана и Ирана, соединить Северную Европу с Юго-Восточной Азией, в том числе объединить железные дороги Азербайджана, Ирана и России.

На мой взгляд, формат Россия-Азербайджан-Иран весьма перспективный и с каждым годом он будет только набирать обороты, обрастать новыми совместными проектами, преодолевая различного рода трудности, сопротивление, как, например, то, что Иран снова может оказаться в зоне санкций, определенный дефицит средств для развития экономических проектов. Но все это вопросы решаемые.

Формат Россия-Азербайджан-Иран не является конкурентным макрорегиональным объединениями как ШОС или, например, ЕС. Такая задача просто не ставится. Стороны в рамках формата будут консультироваться по всем вопросам, которые вызывают взаимный интерес в двустороннем и трехстороннем форматах. Не исключаю, что будет подниматься вопрос урегулирования региональных конфликтов (например, у России и Ирана – на повестке дня сирийский и курдский вопросы, у России и Азербайджана – нагорно-карабахский), но во главу угла эта тема ставиться не будет, она скорее проходящая.

Нужно понимать, что при наличии такого формата как Россия-Азербайджан-Иран, у каждой из сторон есть определенные претензии друг к другу. К примеру, Ирану, безусловно, не нравится недавний визит короля Саудовской Аравии в Россию, а Азербайджану – сотрудничество Ирана с Арменией. Эти вопросы никуда не деваются. И формат Россия-Азербайджан-Иран, встречи президентов нужны для того, чтобы снижать напряжение по этим не совпадающим линиям, по этим трениям.

Между тем, от предстоящей встречи не стоит ожидать глобальных программ. Задача этой тройки в том, чтобы стабилизировать политическую ситуацию в своем регионе и наращивать экономическое взаимодействие.

Директор Института политических исследований Сергей Марков:

-Я уверен, что в случае формата Россия-Азербайджан-Иран ни о каком тройственном геополитическом союзе говорить невозможно. Этот триумвират – решение конкретных региональных взаимовыгодных всем трем сторонам задач.

Задача номер один – это транспортный коридор «Север – Юг», который даст выход на Северную Европу и Индию. Вторая задача – решение проблемы статуса Каспия. Третья задача – вопрос региональной безопасности.

На мой взгляд, самым активным участником этого триумвирата является Азербайджан. Он старается решить все проблемы в том числе те, которые возникают с коридором у Ирана. России в свою очередь важен Каспийский регион, важны те экономические выгоды, которые появляются в результате транспортного коридора «Север-Юг». У России будет связь с Северной Европой. Транспортный коридор позволит укрепить странам-участникам свои геополитические и геоэкономические позиции. Этот вопрос также выгоден Ирану за счет появления еще одного выхода на Европу.

Статус Каспийского моря – вопрос, который долгое время не может решиться. Иран был недоволен теми предложениями, которые были выдвинуты относительно разделения Каспия. Тройственный формат – возможность ускорить решение вопроса.

И взаимодействие в области безопасности. Полагаю, что предотвращение теракта в парламенте Азербайджана, который готовили боевики ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ) – это результат совместного взаимодействия спецслужб трех стран. И хорошо, что такая работа приносит свои плоды.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

-И Россию, и Азербайджан, и Иран как значимых игроков на нефтяном рынке волнует то, что сейчас происходит на Ближнем Востоке и в плане рынка углеводородов, и с точки зрения геополитической ситуации. Полагаю, что одной из тем, которая будет обсуждаться, станет европейский рынок газа, перспективы поставок углеводородов, видение возможности разделения рынков в перспективе, судьба сделки ОПЕК+, членами которой являются Россия, Азербайджан и Иран и от позиции которых многое зависит.

Интересно, что с Азербайджаном Россия является в вопросе поставок углеводородов конкурентом. Поставки со второй очереди Шах-Дениз по газопроводам TANAP-TAP составляют конкуренцию российским поставкам на юге. Да, объем их небольшой - 16 млрд куб. метров. 6 из них идет в Турцию, 10 дойдет до европейского рынка. На растущем рынке это не так значимо, но тем не менее это один из вопросов участия Азербайджана в приобретении активов в Европе, в Греции, например. Но, как видим, эта конкуренция никак не вредит отношениям России и Азербайджана и обе страны ровно выстраивают благоприятные отношения стратегического партнерства.

У Ирана также еще с 1970-х годов прошлого века есть планы поставок углеводородов на рынок Европы. И Тегеран надеется, что новые санкции не будут введены и он добьется своего.

Поэтому президенты России, Азербайджана и Ирана могут обсудить этот вопрос, а также вопрос участия в продлении соглашения по ОПЕК+.

Стороны, конечно, обсудят реализацию транспортного коридора «Север-Юг».

Естественно, стороны будут обсуждать и темы двусторонних форматов. К примеру, сейчас Россия начала закупку иранской нефти. История, на мой взгляд, неоднозначная. Будет подниматься вопрос выстраивания Россией отношений с Саудовской Аравией, ситуация вокруг Курдистана.

При этом, на мой взгляд, несмотря на то, что формат Россия-Азербайджан-Иран – довольно любопытный с точки зрения геоэкономического статуса, ожидать подписания каких-то глобальных документов не стоит. Эта встреча будет исключительно коммуникационно-переговорной.  

Автор: Нина Хоштария

Источник: Москва-Баку.ru, 13.10.2017


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики