Главная > Актуальные комментарии > Экономика > Переключение белорусских грузов на порты России — вопрос экономики, а не политики

Переключение белорусских грузов на порты России — вопрос экономики, а не политики

Аналитический портал RuBaltic.Ru продолжает дискуссию вокруг вопроса переориентации белорусского транзита с прибалтийских портов на российские морские гавани. Ранее в интервью нашему ресурсу почетный консул Республики Беларусь в Клайпеде Николай ЛОГВИН обозначил факторы, которые осложняют уход белорусских грузов из прибалтийских портов. Более детально российское транзитное предложение Минску, а также вопрос о том, какие преимущества для Беларуси оно открывает, RuBaltic.Ru обсудил с главой Фонда национальной энергетической безопасности политологом Константином СИМОНОВЫМ:

— Г‑н Симонов, есть ли на самом деле в больших инфраструктурных проектах России политическая составляющая? Какая она на самом деле, из чего она состоит?

— Я всё-таки думаю, что у нас преобладает коммерческая составляющая, она выходит на первое место. Возможно, политика стимулировала ускорение реализации этих проектов. Я не исключаю, что политические сложности в отношениях с балтийскими государствами, с Украиной, естественно, подтолкнули нас к тому, чтобы такие проекты реализовывать. Но если бы там были исключительно политические компоненты, то на самом деле есть и гораздо более жесткие решения, к которым Россия пока не прибегала.

Допустим, со странами Балтии, какими бы сложными ни были взаимоотношения, даже в докрымский период мы никогда этим рычагом не пользовались и никогда поставки не ограничивали. Поэтому я бы всё-таки определил предложение к белорусам переориентировать транзит как стремление заработать. Хотя отчасти недружественные отношения с балтийскими государствами наверняка нас подтолкнули к этому проекту.

Взять хотя бы случай с «Северным потоком — 2», который многие воспринимают как антиукраинский. 

Там, безусловно, есть желание убрать Украину из газового транзита, чтобы снизить риски. Но, опять же, это не совсем политическое решение, а скорее экономическое, потому что, когда вы зависите от одного маршрута, для вас это проблема. И здесь преобладает экономическая логика, потому что новый маршрут короче (с учетом поставок по месторождению), чем маршрут через Украину. Стоимость транзита газа очень сильно зависит от расстояния. К тому же сам проект будет принадлежать «Газпрому», и получается, что платить он будет сам себе, а не украинцам.

Если взять балтийские порты, то их можно использовать. Но возникает вопрос, какой смысл поддерживать соседние государства, тем более если они относятся к тебе критически? 

Поэтому и возникли проекты развития портов на Балтике. То есть в первую очередь здесь руководствовались стремлением заработать.

В России политические аргументы работают скорее тогда, когда Москва собирается поддержать кого-то во внешней политике. Тогда мы можем какие-то экономические бонусы предоставить. Но в случае со странами Балтии непонятно, отчего вдруг мы должны предоставлять им бонусы. Поэтому мы реализуем конкурентный проект.

— Российское руководство в последние два года публично ставило перед крупнейшими перевозчиками задачу переориентировать свой грузопоток с балтийских портов на отечественные к 2020 году. Реализуема ли эта задача в такие сроки?

 — По российским перевозчикам вполне реализуема. Но из прибалтийских портов можно убрать еще и белорусскую долю, хотя здесь тоже могут разглядеть политическую составляющую. Однако я считаю, что и тут есть экономические интересы. Российские порты надо загружать, поэтому идет поиск других возможностей. Белоруссия этим активно пользуется.

Не секрет, что мы субсидируем белорусскую экономику разными способами: от дешевых поставок энергоносителей до строительства там атомной станции. Но с Белоруссией могут быть сложности, потому что «Батька» наверняка попытается «урвать пряник».

А что касается срока переноса российских поставок, там достаточно длительный период. Я не вижу проблем с выполнением условий в такие сроки. И еще надо сказать, что это вполне логично, потому что наш бизнес ориентируется на перевалку через национальные порты, а не через порты государств, считающих нас страной, которая не сегодня завтра на них нападет.

— Некоторые наши белорусские коллеги говорят, что им невыгодно перевозить свои грузы через российские порты и в обозримой перспективе от портов Прибалтики они не откажутся. Аргументация такая: там и расстояние короче, и фрахт обходится дешевле, и времени это занимает меньше. Скажите, а на самом деле российские порты конкурентоспособны по сравнению с прибалтийскими по этим показателям? И есть ли нам чем заинтересовать белорусскую сторону?

— Надо сказать, что в Белоруссии своя математика: там дважды два порой получается то три, то восемь. Поэтому, когда говорится: «Мы тут посчитали, и у нас ничего не выходит», — я к этому отношусь аккуратно. Вспомните, как они умилялись, что венесуэльская нефть им обходится дешевле, — эту историю я хорошо помню. Мы считали, но ни при каких расчетах так выгодно не получалось.

Надо понимать: разговоры о том, что перевалка через российские порты невыгодна, — это торговая позиция. То есть это не математика, это не расчеты, это переговорная торговая позиция в диалоге с Москвой.

В этом есть, конечно, определенный замысел. Белоруссия будет пытаться получить особые условия пользования российскими портами под предлогом, что это невыгодно. Опять же, не надо забывать еще один момент — те условия, на которых Белоруссия получает нефть из России.

Я, кстати, не исключаю, что с точки зрения логистики по каким-то направлениям и грузам, может быть, прибалтийские порты и окажутся конкурентоспособнее. Но на самом деле это опять же вопрос стоимости пользования. И не надо забывать самого главного: на каких условиях Белоруссия получает российскую нефть. Здесь вполне можно связать тему поставок сырой нефти в Белоруссию с тем, через какие порты будет осуществляться транзит.

Я напомню, что в пользу Белоруссии было принято беспрецедентное решение, которое не только дает право загрузить (на экспорт — прим. RuBaltic.Ru) чуть ли не 20 миллионов тонн нефти, но еще и обеспечивает 6 миллионов «на рекреационную деятельность». Поэтому, когда белорусы занимаются математикой и говорят, что им что-то невыгодно, никогда не надо забывать, что на таких условиях нам поставки в Белоруссию тоже невыгодны. Но тем не менее это происходит.

Я не исключаю, что, когда возникнет вопрос о новых условиях поставки нефти в Белоруссию (а это время неизбежно придет), появятся споры. И сам факт поставки нефти в Белоруссию с перевалкой через российские порты — тот экономический вопрос, который вполне может быть поднят.  

Автор: Александр Носович

Источник: RuBaltic.Ru, 14.11.2017


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики