Главная > Актуальные комментарии > Экономика > Цены на взлёт

Цены на взлёт

Чартеров станет меньше, а билеты на них будут дороже

Рост цен на билеты, транспортный коллапс и даже банкротство некоторых авиакомпаний – таковы прогнозы на нынешний год для российского рынка пассажирских авиаперевозок. Нет, нет, никаких экономических потрясений в отрасли пока не случилось – просто Минтранс решил всерьёз взяться за регулирование рынка. В связи с чем эксперты отрасли надеются, что свои же собственные распоряжения чиновники будут исполнять не с особым рвением, а, как обычно, спустя рукава.
 
В начале декабря вступили в силу новые правила допуска к чартерным перевозкам. Ужесточения планировали ещё с осени – после шумного банкротства компании «ВИМ-Авиа». Дабы ситуация не повторилась, в Минтрансе придумали ввести серьёзные ужесточения на рынке чартерных перевозок. Ключевое изменение состоит в том, что отныне авиакомпания может лишиться разрешения на такие полёты в том случае, если количество задержанных рейсов в течение месяца составит более 10%. Более того, отныне задержкой считается любое время отставания от графика вылета – прежде двухчасовое опоздание за задержку не считалось.
 
Корректируется и само понятие «задержки». «Ранее, если рейс переносился с 10 утра на 10 вечера по просьбе заказчика, это квалифицировалось как перенос, теперь это будет рассматриваться как задержка», – пояснил гендиректор компании «Випсервис» Дмитрий Горин.

Долоббировались!

Интересно, что изначальными лоббистами ужесточения правил авиаперевозок выступали в том числе и туроператоры. Однако, похоже, что новые правила именно им в первую очередь и выйдут боком. «Предположим, что авиакомпания превысила эти самые 10% и Росавиация говорит: мол, хорошо, мы приостанавливаем допуск к чартерам. Что в этом случае будет делать тур­оператор? Где он найдёт выпавшие самолёты, по которым у него уже с весны контракты подписаны? В разгар сезона он нигде эти самолёты не найдёт, – рассуждает главный редактор портала Аvia.ru Роман Гусаров. – Либо ему придётся перекупать их где-то по двойному ценнику, или же пытаться пересадить туристов на регулярные рейсы. И то – попробуйте летом, в разгар сезона, купить билеты на регулярку. Цена будет сумасшедшая». Что делать в этом случае туристам? Не исключено, что им предложат доплатить за билет. Или же идти жаловаться на туркомпанию, вместо того чтобы загорать на пляже.
 
Кстати, сами туроператоры, похоже, уже успели осознать, чем им грозят новые ужесточения. И даже уже начали придумывать, как их обойти. Так, по сообщениям отраслевого портала TourDom.ru, дабы избежать санкций, авиакомпания в качестве причины несвоевременного вылета указывает, что он случился «по согласованию с заказчиком». Другими словами, якобы это сам туроператор, выступающий заказчиком рейса, попросил авиакомпанию с вылетом повременить. Способ, конечно, действенный, только вот сводит на нет саму идею по регулированию чартерных авиаперевозок.
 
Впрочем, в их нынешнем виде правила и без того выглядят весьма утопично. «Представьте ситуацию, что компания летает без задержек, а потом вдруг случается, что пассажиры одного из рейсов просидели в аэропорту больше суток. В этом случае 10-процентный барьер по задержкам превышен не будет. Эффективная мера? Нет. Люди пострадали, но авиакомпания не может быть наказана», – говорит Роман Гусаров.

Меньше чартеров – выше цена

Помимо требований к пунк­туальности вводятся и другие ужесточения. Так, новый регламент предписывает наличие резервного парка. Очевидно, что эта мера появилась в ответ на задержки рейсов, которые та же «ВИМ-Авиа» допускала минувшей весной: тогда авиакомпания ссылалась на то, что не все самолёты вернулись после прохождения планового ремонта. ПО ТЕМЕ 885 Сноуден получил вид на жительство в России еще на два года Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова прокомментировала слова бывшего заместителя главы ЦРУ Майкла Морелла, предложившего российским властям выдать Эдварда Сноудена. Она сообщила, что разоблачителю продлили вид на жительство в РФ еще на два года.
 
Отныне требования к уровню исправности парка – не менее 75%. Также, если компания располагает десятью и более самолётами, в резерве должно находиться как минимум ещё одно воздушное судно вместимостью не менее 10% от всего парка.
 
Ощутить работу новых правил в полной мере рынок, как полагают эксперты, сможет только в летний сезон. Самый очевидный прогноз – неизбежно грядёт нехватка чартеров. «Объём предложения скорее всего сократится, это может привести к нехватке бортов и росту цен», – прогнозирует Дмитрий Горин.
 
И это при том, что авиакомпании и без новых правил запланировали рост тарифов на будущий год. Дело в том, что в этом году наметилась тенденция к увеличению объёмов авиаперевозок – по итогам года рост может составить порядка 19%. Для авиаторов оживление на рынке стало естественным сигналом – пора поднимать цены. Ведь с 2014 года рынок падал, при этом издержки росли. Потому наступающий год может стать для авиакомпаний этаким шансом вернуть часть убытков. «На этом резком всплеске можно потихоньку поднимать цены и получать прибыль, гася свои долги и убытки», – соглашается Роман Гусаров.
 
Вопрос только в том, на сколько именно авиакомпании будут готовы взвинтить цены. Сегодня ситуация осложнилась тем, что в игру вступили нефтяники, которые уже начали поднимать цены на авиа­керосин. Цена топлива – это примерно четверть себестоимости авиабилета. Соответственно нынешний рост цен на керосин на 25–30% добавит к цене билета около 6%.
 
«В Европе керосин стоит дешевле, чем в аэропортах мос­ковского узла. Это удивляет, – констатирует руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. – Но, с другой стороны, мы же ориентируемся на рынок. А рынок живёт по классическим законам спроса – предложения. У нас авиаперевозки показывают рост на десятки процентов. Плюс впереди чемпионат мира по футболу. Это всё провоцирует рост цен».

Пределы роста

Ещё одним фактором, который авиакомпании могут использовать для повышения стоимости билетов, стало введение новых правил провоза ручной клади, а также введение безбагажных тарифов. Отныне вес ручной клади установлен на уровне не менее 5 килограммов, однако в неё теперь включены, например, ноутбук и фотоаппаратура, которые до этого принимали на борт без оплаты сверх разрешённых нормативов.
 
Что до введения безбагажных тарифов, то итогом этого новшества, как отмечают эксперты, станет превращение действующих тарифов в безбагажные и удорожание билетов, предусматривающих наличие багажа.
 
Напомним, что изначально багажные правила редактировали под предлогом развития лоукостеров. Однако по факту, похоже, своё развитие в этом сегменте так и продолжит единственная «Победа», которая и до этого неплохо себя чувствовала.
 
Объективных предпосылок для роста цен на билеты наберётся на все 20%, а то и больше. «Если авиакомпании увеличат стоимость авиабилетов, то они столкнутся с эластичностью спроса и пассажиры просто-напросто не полетят. Это ставит их в тупиковое положение», – уверяет исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
 
Впрочем, как показывает практика, подобные «тупиковые положения» крупные игроки рынка обычно обращают себе на пользу. Так что не исключено, что к осени мы увидим дальнейшее укрупнение отрасли, усиление монопольных позиций нынешних лидеров. Ну и, конечно, рост цен.

Тем временем

Ростом цен на авиакеросин несколько недель назад уже заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС), направившая соответствующие запросы в нефтяные компании.
 
Нефтяники, впрочем, ничтоже сумняшеся тут же проинформировали антимонопольщиков о влиянии рыночной конъюнктуры, росте мировых цен на 30%, а также наращивании объёмов собственного производства.
 
Интересно заметить, что, несмотря на это, цены на СПб МТСБ на все виды топлива с начала декабря начали немного снижаться.
 
О том, что нефтяные компании, возможно, установили ценовой сговор, ФАС предупредили и в авиакомпании S7. Представители авиаперевозчика несколько недель назад направили в антимонопольное ведомство соответствующую жалобу. «Я считаю, что это сговор, потому что цены просто запредельные. Понятно почему – они стали меньше поставлять за рубеж, у них упали доходы, и они хотят всё равно иметь те же самые доходы и «отбиться» на нас», – прокомментировала совладелица и глава совета директоров S7 Наталия Филёва.
 
Автор: Кира Ремнёва
 
Источник: Наша версия, 08.01.2018

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики