Главная > Актуальные комментарии > Экономика > Вытянули из медвежьего угла

Вытянули из медвежьего угла

Для чего нужно строительство магистрали Кызыл—Курагино

Правительство России одобрило распоряжение о заключении концессионного соглашения на строительство железной дороги Элегест–Кызыл–Курагино. Документ опубликован на сайте кабмина в пятницу, 20 апреля. Во сколько обойдется реализация проекта, которого Тыва ждет уже более десяти лет, почему концессионеры уверены в успехе и при чем тут туризм, читайте в материала портала iz.ru.

Долгожданный старт

«Принятое решение необходимо для реализации механизма частной концессионной инициативы в федеральном проекте в сфере транспорта «Строительство железной дороги Элегест–Кызыл–Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва», — говорится в сообщении правительства. 

Соглашение рассчитано на 30 лет. Дорогу, стоимость которой оценивается в 192,4 млрд рублей, планируется ввести в эксплуатацию в 2023 году. Проект, включавший в себя, помимо железной дороги, угледобывающий комплекс и угольный портовый терминал Ванино, продвигали еще со второй половины 2000-х. Строительство начали в 2011-м, однако из-за финансовых проблем рабочие успели возвести только один километр пути возле столицы Тывы. 

Со стороны государства в соглашении выступает Федеральное агентство железнодорожного транспорта, концессионером — АО «ТЭПК Кызыл–Курагино». РЖД, которая войдет в капитал компании, впоследствии будет заниматься вопросами организации перевозок и эксплуатации новой инфраструктуры. АО «ТЭПК» принадлежит Элегестское угольное месторождение, запасы которого оцениваются в порядка 1 млрд т коксующегося угля. Для компании реализация проекта, который соединит месторождение с Транссибирской магистралью, представляет деловой интерес. По предварительным подсчетам, по дороге Кызыл–Курагино в год будет переправляться 15 млн т грузов. 

Впоследствии c тувинской дорогой может быть состыкована магистраль протяженностью 547 км, строящаяся в Монголии — от города Эрдэнет до угольной шахты Овоот. Протяженность железной дороги Элегест–Кызыл–Курагино, в свою очередь, составит 410 км. Она пройдет через три горных хребта и 70 лавиноопасных участков. Работы начнут уже в конце года. Специалистам предстоит возвести восемь тоннелей и 127 мостов. 

Минимальные риски

Доказывать целесообразность строительства магистрали нет никакой необходимости, особенно сейчас, на фоне экономического подъема в Азиатско-Тихоокеанском регионе, отмечал глава Тувы Шолбан Кара-оол. Изначально федеральный центр был готов финансировать его из Фонда национального благосостояния, однако препятствием стали финансовый кризис и введение санкций. 

— То, что даже в таких непростых условиях проекту «Кызыл — Курагино» сегодня открывают второе дыхание, подтверждает всю серьезность намерений довести начатое до логического завершения, — заявил руководитель республики. — О том же говорит тот факт, что государство выдало, пожалуй, беспрецедентные гарантии на страхование рисков бизнес-структурам, которые будут строить железную дорогу на условиях концессии.

Ранее сообщалось, что государство, в частности, гарантирует концессионеру компенсировать потери, в случае если годовая прибыль не сойдется с планом. Хотя государство и гарантировано бизнесу компенсацию при недополучении прибыли, сами предприниматели уверены, что требовать ее не придется. 

— Транспортировка 15 млн т угольного концентрата в год с учетом выхода проекта на проектную мощность в 2024 году будет обеспечена, — уверены в АО «ТЭПК Кызыл-Курагино», выступающем концессионером в соглашении. 

Кладезь возможностей

— Проложить железную дорогу в Тыву не могли даже при советской власти. Реализация этого проекта лишний раз подчеркнет, что Российская Федерация не проедает наследие СССР, а динамично развивается, — считает политолог Андрей Тихонов.

Введение в эксплуатацию магистрали позволит теснее интегрировать Тыву в российское экономическое и культурное пространство, отмечает в свою очередь исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов. 

— Этот проект на практике помогает ликвидировать проблему «медвежьих углов», подключая столь непростой регион к сети железных дорог, — объясняет эксперт. 

По словам директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, по сути строительство магистрали — сырьевой проект. Но он ко всему прочему позволяет «связывать воедино такие огромные территории — это несомненный плюс». Помимо этого, реализация проекта станет толчком для социального-экономического развития не только Тывы, но и Красноярского края и регионов Дальневосточного федерального округа, уверен совладелец Тывинской энергетической промышленной компании Руслан Байсаров. В его рамках будет создано сотни новых производств, а значит, появятся и рабочие места. По предварительным данным, речь может идти о более чем 6 тыс. вакансий. 

Исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов добавляет, что впоследствии дорога позволит освоить новые месторождения в Туве. 

— Еще один бонус — ожидаемый рост туристического потока в Туву. Тувинское направление явно недооценено, и главным образом из-за труднодоступности, — резюмирует специалист. 

Автор: Галина Волынец

Источник: Известия, 20.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики