Главная > Актуальные комментарии > Политика > Лесные пожары доказали Владимиру Путину несостоятельность былых реформ

Лесные пожары доказали Владимиру Путину несостоятельность былых реформ

Владимир Путин предлагает вывести Рослесхоз из-под контроля Минсельхоза и подчинить его напрямую правительству, как это было некогда с Федеральной службой лесного хозяйства. Перевод еще одного ведомства в прямое подчинение премьеру стал очередным свидетельством несостоятельности принятой в 2004 году «трехзвенной архитектуры», поэтому не исключено, что после президентских выборов 2012 года Россия столкнется с абсолютно новой структурой правительства.

Премьер-министр РФ Владимир Путин предложил передать Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) в прямое подчинение правительству РФ. Как передает РИА «Новости», премьер сообщил, что направит соответствующее предложение президенту.

В настоящее время Рослесхоз подчиняется министерству сельского хозяйства РФ.

«Политики не признают грубые ошибки»

Предшественница нынешнего Рослехоза Федеральная служба лесного хозяйства, подчинявшаяся напрямую правительству РФ, была ликвидирована в 2000 году указом президента, а ее функции переданы Минприроды. Во время правительственной реформы 2004 года Рослесхоз был воссоздан в форме Федерального агентства лесного хозяйства, находившегося в ведении Минприроды. С принятием в 2007 году Лесного кодекса в стране фактически сформировалась новая система лесоуправления, а в 2008 году Рослесхоз был передан в ведение Министерства сельского хозяйства.

«Сейчас признать, что все это было зря,— это политический крах,— говорит координатор „Лесной кампании“ Международного социально-экологического союза Владимир Захаров.— Были потрачены бюджетные деньги, силы, и политики, наверное, никогда не признаются, что они совершили грубую ошибку. Вместо этого они будут действовать более мягко — переподчинять структуры, перераспределять полномочия — т.е. предпринимать скорее „косметические“ шаги. Конечно, эффективность этих шагов снизится».

«Тот факт, что Рослехоз будет напрямую подчиняться правительству — это позитивно, но недостаточно,— говорит координатор по лесной политике Всемирного фонда дикой природы (WWF) Николай Шматков.— Надо все же пересматривать Лесной кодекс в части охраны от пожаров, восстановления лесов. Перекладывать ответственность за эти важнейшие вещи на уровень регионов мы считаем неправильным — как показывает практика, многие регионы по разным причинам не готовы ответственно выполнять эти функции. Охрана лесов от пожаров должна быть в функциях государства».

Правительство посадили на три этажа

В 2003 году в России стартовала административная реформа, целью которой было четко распределить функции между государственными органами, исключив их дублирование. До тех пор функции управления, принятия решений, надзор и контроль— все находилось в одних руках.

В 2004 году, с началом своего второго президентского срока, Владимир Путин поделил систему федеральной исполнительной власти на три уровня: министерства — агентства — службы. Полномочия между звеньями исполнительной вертикали закреплялись следующим образом: на министерства была возложена функция выработки государственной политики и нормотворчества, на агентства — реализация госполитики и предоставления государственных услуг, на службы — контроль и надзор за соблюдением законодательства в курируемой отрасли.

Однако в действительности агентства и службы живут независимо от того, в какое министерство они входят, отмечает директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. И Путин, пытаясь замкнуть управление на себе, тем самым признает несостояльность этой системы.

«Философия трехэтажного правительства оказалась не вполне эффективной, и Путин это понимает,— говорит эксперт.— Его идея вывести Рослесхоз из министерства и подчинить его напрямую премьеру показывает, что министерство само не способно выработать какую-то общую политику в этом направлении. В условиях с лесными пожарами, когда требуется принимать четкие решения, Путин признает, что вертикаль премьер— вице-премьер (Виктор Зубков, куратор сельского хозяйства в правительстве)— министр (Елена Скрынник, глава Минсельхоза)— руководитель агентства (Алексей Савинов) не работает, и пытается убрать из системы управления два звена».

Ситуативная реакция

Само правительство признает идею разделения обязанностей министерств и агентств нефункциональной, соглашается эксперт из Московского центра Карнеги Николай Петров. С одной стороны, по его словам, мы видим вполне логический процесс демонтажа результатов административной реформы в виде конфигурации тех агентств и министерств, которые до сих пор еще сохранились; с другой — попытку правительства как-то оптимизировать управление.

«Предложение Путина о переводе Рослесхоза в подчинение правительству я бы назвал ситуативной реакцией на чрезвычайную ситуацию и недовольством нынешней работой агентства,— отметил Петров.— Это не системная попытка. Она напоминает то, что Путин сделал, распорядившись поставить видеокамеры и вывести изображения на свой личный монитор и монитора правительства».

Россию ждет новое правительство

Впрочем, по мнению Константина Симонова, передача агентств в ведение правительства — решение временное. Глава ФНЭБ выразил уверенность в том, что начало нового президентского срока, в независимости от того, кто будет у власти, будет сопровождаться достаточно серьезными структурными изменениями в правительстве.

«В 2012 году мы получим абсолютно новый кабинет министров- даже не по людям, а по его структуре,— пояснил Симонов.— Возможно, и философия изменится, потому что идея трехзвенного правительства не оправдала себя. Раньше это вряд ли случится, однако новый президентский срок— это оптимальный повод ввести новую структуру».

Жизнь и смерть федеральных агентств

Первые изменения в стройную вроде бы «трехэтажную» систему пришлось вносить уже через год после масштабной реформы: в 2005 году был ликвидирован Россельхоз, с передачей его функций Министерству сельского хозяйства. А со временем в правительстве появились структуры, которых реформа вообще не предусматривала— например, в 2007 году были созданы государственные комитеты по рыболовству и по делам молодежи. В 2008 году, впрочем, оба комитета были преобразованы в агентства. Совсем недавно, в марте 2010 года, были упразднены Рособразование и Роснаука.

Автор: Юлия Котова

Источник: Gzt.ru, 11.08.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики