Главная > Актуальные комментарии > Политика > Минское обострение (видео)

Минское обострение (видео)

«Источник бессмысленного напряжения» — именно так на минувшей неделе Дмитрий Медведев охарактеризовал Александра Лукашенко и его недавние выпады в адрес России, «выходящие далеко за рамки не только дипломатических правил, но и элементарных человеческих приличий».

Партнеры подобным образом себя не ведут, и ясно, что отношения с нынешним президентом Белоруссии, который в угоду личным предвыборным интересам выставляет ближайшего соседа и стратегического союзника врагом, уже никогда прежними не будут. Подчеркнуто, впрочем, что Россия готова развивать союзнические связи с Белоруссией, а народы, кто бы ни руководил нашими странами, остаются братскими.  

Корреспондент НТВ Сергей Холошевский попробовал разобраться, что все это значит.

Минска на этой неделе резко замедлилось, если не сказать остановилось. И никакой пересадки, даже на кольцевой — закрыта переход между станциями «Белорусская» кольцевой и радиальной линий.

Российско-белорусские отношения — как вечно закрытая строительными щитами площадь перед Белорусским вокзалом. Планы были грандиозные, и даже яму вырыли, а вот что делать дальше — непонятно. С одной стороны, достроить надо. С другой стороны, сначала денег не хватило, потом подрядчики подвели.

Точно так же и с Союзным государством. Идея-то хорошая, и вроде бы начинали неплохо, а теперь говорят, что толку от него мало. И в Минске из Москвы уже срочно лепят не образ союзника, а врага. Это был тщательно отредактированный и заранее подготовленный текст.

Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь: «Цель инициаторов этой кампании ясна: убедить людей на пространстве от Калининграда до Владивостока в том, что белорусы — это чуть ли не враги, их президент — вор, убийца, предатель, а сама Беларусь — вечная нахлебница России».

То, что говорилось об отношениях с российским руководством без бумажки, больше походило на откровенную грубость.

Александр Лукашенко: «Плохие отношения, если не сказать хуже. Извините меня, когда человек находится в Китае и там начинают формулировать вопросы о Беларуси, а он: „Ничего хорошего не жду“. А чего тебе ждать? Чего ждать после такой политики? Какое тут может быть хорошее?»

В выражениях белорусский президент не стеснялся, заявив, что «кучка политиков» в Москве развязала против него информационную войну. При этом Лукашенко скромно отождествлял себя со всем белорусским народом. О том, что Лукашенко и белорусский народ — не одно и то же, в понедельник ему напомнил Дмитрий Медведев.

Дмитрий Медведев, президент РФ: «В последнее время руководство Белоруссии приняло на вооружение антироссийскую риторику. Предвыборная кампания там целиком и полностью построена на антироссийских сюжетах, на истерических обвинениях России в нежелании поддерживать белорусов и белорусскую экономику, проклятиях в адрес российского руководства. За всем этим видно отчетливое желание поссорить государства и, соответственно, народы».

Российский президент рассказал о том, что Лукашенко использовал вопрос о признании Южной Осетии и Абхазии, как козырь в политической игре, торгуясь то с Западом, то с Россией.

Дмитрий Медведев: «Президент Белоруссии заявил о готовности сделать это в присутствии своих коллег — пяти президентов. Есть соответствующая запись, если уж откровенно говорить, осталась в протоколе заседания ОДКБ. Затем этот вопрос превратился в постоянный объект политического торга. Но Россия не торгует своими принципами. Подобное поведение является бесчестным, и партнеры себя так не ведут. И, конечно, мы будем учитывать это при выстраивании отношений с действующим президентом Белоруссии».

С точки зрения наблюдателей, мягко говоря, странное поведение Лукашенко может привести к краху всей белорусской экономики, которая почти полностью зависит от российского рынка.

Константин Симонов, политолог, директор Фонда национальной энергетической безопасности: «Лукашенко на словах уверяет, что белорусские товары нужны всему человечеству. Но в реальности кому он будет сметану направлять — в Китай что ли? Или, может быть, его молоко ждут в Европе? Или тракторы „Беларусь“? О чем мы говорим вообще?»

Экономическая модель, которую выстроил белорусский президент, постоянно нуждалась в подпитке извне. Будь то дешевые энергоносители или преференции при покупке продукции машиностроения. Лукашенко долго отказывался подписывать Таможенный союз с Россией, прекрасно понимая, что белорусская экономика не в состоянии выдержать открытую конкуренцию, в чем сам и признался журналистам.

Александр Лукашенко: «Обвалилась вся экономика, ничего продать не можем. Закрыто все вот на этом пространстве!»

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы: «Белоруссия — реально на грани экономического краха. Они говорят: у нас не упало производство промышленной продукции. Но большая часть этой продукции — работа на склад».

Владимир Жириновский, заместитель председателя Госдумы РФ: «Он хочет все от нас получать бесплатно. Ну, совесть-то надо иметь! А с какой стати мы должны кормить 10-миллионную территорию? Хорошо — тогда будь братом, будь частью семьи. Нет, он будет делать то, что хочет. Из России все высосал — в Брюссель поехал, с Саакашвили общается, теперь до чеченцев дошел — Закаев у него друг. И Бакиев, которого сверг народ Киргизии. Вот вам дружба народов».

При общей истории, культуре, что уж говорить об экономической зависимости от России. Со стороны белорусского лидера речь не идет даже об элементарном уважении к соседям.

Дмитрий Медведев: «В адрес России и ее руководства идут потоки обвинений и брани. На этом построена вся избирательная кампания Лукашенко. Президенту Белоруссии следовало бы заниматься внутренними проблемами. В том числе, наконец, расследовать многочисленные дела об исчезновении людей. России, как и другим странам, это не безразлично».

Политик со стажем Станислав Шушкевич о режиме Лукашенко говорит в Польше, где проходит конференция «Восточная Европа: вызов модернизации». Ни о какой модернизации в Белоруссии речь пока не идет. Собираться на территории родной страны оппозиции не разрешается.

Станислав Шушкевич, в 1991—1994 гг. — председатель Верховного совета Белоруссии: «Лукашенко покупает дешевую нефть у России — это фактически его политическая поддержка. Продает подороже нашим предпринимателям или заводам, имеет свой фонд и свой навар, благодаря этому содержит репрессивный аппарат, который удерживает его у власти. Нужно содержать тех людей, которые подавляют демонстрации, которые осуществляют политический сыск, которые подслушивают телефонные разговоры. Это дорого в наше время. Ему нужно много денег, чтобы остаться у власти, и он хочет, чтобы Россия его кормила и обслуживала».

Пытаясь хоть как-то разумно объяснить выпады белорусского президента, специалисты говорят о раздвоении личности Александра Лукашенко перед предстоящими выборами.

Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ: «Мы имеем антироссийского действующего президента Лукашенко, который борется с пророссийским кандидатом в президенты Лукашенко. Можно привести такой пример: действующий президент Лукашенко на пресс-конференции для российских журналистов в самой грубой форме выступает против руководства России, а кандидат в президенты Лукашенко шлет приветственную телеграмму Владимиру Путин с заверениями дружбы».

В кабинете, где портреты Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко висят рядом, работает, похоже, единственный чиновник, который до сих пор верит в эффективность Союзного государства, структуры которого финансируются, кстати, за счет России. Павел Павлович Бородин показывает нам стопку бумаг — повестку дня будущего заседания Совета министров.

Павел Бородин, госсекретарь Союзного государства России и Белоруссии: «Конкретика нужна. Вот вам конкретика, вот вам работа наших президентов, премьеров, министерств и т. д. И это невозможно никакими войнами — телевизионными, газетными, финансовыми, молочными, кредитными, сахарными — как-то изменить. Потому что это — наше будущее».

О том, что два братских народа, с Лукашенко или без него, будут вместе и в будущем, никто и не спорит. Другое дело, что Москве теперь трудно будет вести дело со столь «многогранным руководителем».

Уже через несколько дней после встречи с российскими журналистами Александр Лукашенко был кроток и миролюбив.

Александр Лукашенко: «Мы наладим отношения с Россией. Найдем такие пути. Не может Россия без Беларуси, как и не может Беларусь без России. И вообще, зачем это? У нас должны быть нормальные отношения. И поэтому все эти разногласия и непонятные недомолвки, все это уйдет в прошлое».

Специалисты при этом отмечают, что с людьми такого психотипа надо быть жестче.

Источник: НТВ, 10.10.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики