Главная > Актуальные комментарии > Экономика > «Наши финансовые компании полностью отрубаются»: удалят ли Apple и Google приложения Сбера и Альфы?

«Наши финансовые компании полностью отрубаются»: удалят ли Apple и Google приложения Сбера и Альфы?

Рублевым операциям внутри страны новые санкции не грозят, а c валютными возникнут проблемы

США представили новый пакет санкций, который коснулся предполагаемых дочерей президента России Владимира Путина, премьера Михаила Мишустина и родственников главы МИД РФ Сергея Лаврова. Незамедлительно к ним присоединилась Великобритания с заморозкой 8 предпринимателей, включая гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина. Другие страны НАТО не спешат озвучивать новые ограничения, а, по данным СМИ, единства на этот счет в Альянсе нет. Самой болезненной стала блокировка Сбербанка и Альфа-Банка вместе с дочерними структурами. Обсуждается удаление их приложений из магазинов Apple и Google, как было с ВТБ, Совкомбанком и др. О том, чем чреваты новые ограничения для пользователей и дойдет ли ЕС до эмбарго энергоносителей, — в материале «БИЗНЕС Online».

США объявили санкции для «дочерей Путина», Сергея Когогина и Сбербанка с Альфа-Банком

Накануне США и Великобритания выступили с новым пакетом санкций в отношении России. В санкционном бюллетене Белый дом связал новые ограничения с проведением Россией спецоперации на Украине и, в частности, с событиями в городе Буче. Какие меры приняли в США: 

  • Блокирующие санкции против Сбербанка, который в документе называется «крупнейшим финансовым учреждением России» и Альфа-Банка — «крупнейшего частного банка России». Включение в SDN-список предполагает заморозку любых активов банков, связанных с финансовой системой США, и запрет на взаимодействие с ними гражданам США.
  • Запрет на инвестиции в Россию со стороны граждан США. Мера прописана в новом указе, который в будущем должен подписать президент США Джо Байден.
  • Составлен новый список с персональными санкциями (заморозка активов в США и запрет на въезд в страну) в адрес российской элиты и членов их семей. В перечень внесены 18 человек, включая предполагаемых дочерей президента РФ Владимира Путина Катерину Тихонову и Марию Воронцову. В документе упоминается также зампред совета безопасности Дмитрий Медведев, премьер-министр Михаил Мишустин, руководитель федеральной таможенной службы Владимир Булавин, вице-премьер, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Юрий Чайка, министр юстиции Константин Чуйченко, министр финансов РФ Антон Силуанов, глава администрации президента Антон Вайно, мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, супруга и дочери министра иностранных дел Сергея Лаврова.
  • Завтра минфин США объявит список госпредприятий РФ, которых также ждет блокировка. Их активы заморозят, а гражданам из Штатов запретят совершать сделки с ними. На закрытом брифинге анонимный высокопоставленный чиновник Белого дома отметил, что это будут компании не из энергетической сферы. 

В документе также представлен прогноз последствий от наложенных санкций. Со ссылкой на неназываемых экспертов Белый дом предполагает, что в этом году ВВП России сократится на 15%, что «сведет на нет все достижения последних 15 лет». «Инфляция уже превысила 15 процентов и, по прогнозам, ускорится еще выше», — следует из бюллетеня. Данная информация не совпадает с данными, которые представил в начале марта Центральный банк России по итогам опроса профессиональных аналитиков. По прогнозу ЦБ, инфляция в России к концу 2022 года достигнет 20%, а ВВП сократится на 8%, но уже в следующем году экономика начнет расти. В 2023 году инфляция в России опустится до 8%, а в 2024-м — до 4,8%.

Удалят ли из-за санкций Apple и Google приложения Сбера и Альфы?

Новые санкции больнее всего ударят по банкам. Apple и Google могут удалить банковские приложения Сбербанка и Альфа-Банка из своих магазинов App Store и Google Play, предупреждает РБК. Это уже произошло с приложениями ВТБ, Совкомбанка, Новикомбанка, Промсвязьбанка и «Открытия» после введения против них блокирующих санкций. После блокировки новые пользователи не смогут скачать приложения упомянутых кредитных организаций и им придется пользоваться онлайн-банкингом с помощью официального сайта.

Как следует из сообщения на сайте минфина США, новые блокирующие ограничения автоматически распространяются более чем на 40 дочерних структур Сбербанка. Среди них — «Сбербанк Страхование», «СберЛизинг», частный пенсионный фонд «СберНПФ», объединенное кредитное бюро, инвестиционное подразделение «Сбербанк CIB», брокер «Сбербанк Инвестиции» и платежный сервис «ЮMoney». Санкции затронули пять структур Альфа-Банка. Это, например, брокерские «дочки» «Альфа-Директ» и «Альфа Форекс», «Альфа Лизинг» вместе с пятью принадлежащими ей грузовыми судами, кипрская инвестиционная компания Alfa Capital Markets и т. д.

При этом авторы официального телеграм-канале «Альфа-Капитал» Alfa Wealth подчеркивают, что санкции в отношении Альфа-Банка не распространяются на управляющую компанию «Альфа-Капитал». «Компания не находится в санкционных списках каких-либо государств и территорий. Банк не участвует в уставном капитале ООО УК „Альфа-Капитал“ и не осуществляет какую-либо иную форму контроля над компанией. Все сервисы УК „Альфа-Капитал“, включая личный кабинет и мобильное приложение, работают как обычно».

Чуть больше тревожности клиентам внушает Сбербанк. «Если вы планировали скачать наше приложение, но до сих пор не сделали этого, сейчас самое время», — сообщают авторы телеграм-канала банка. «Мы готовы к ситуации с возможными ограничениями наших приложений в зарубежных магазинах приложений, — заметили в банке. — Сбер заранее подготовил решения, которые позволят сохранить полную работоспособность приложений, уже установленных на телефоны. Кроме того, мы адаптировали веб-версию „СберБанк Онлайн“ для использования на мобильных устройствах, а также работаем над альтернативными способами удобной дистрибуции приложений для клиентов. Корпоративным клиентам для бесперебойной работы мобильного приложения „СберБизнес“ мы рекомендуем не удалять мобильное приложение со смартфонов и планшетов».

Отметим, количество физических лиц, имеющих брокерские счета на Московской бирже, на конец марта 2022 года составило 18,9 миллиона. Они открыли 31,8 млн брокерских счетов. По итогам марта количество открытых индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) составило 5,4 млн, а оборот по ИИС с начала года превысил 596,5 миллиарда.

Великобритания отказывается от закупок угля и стали, в НАТО разногласия по санкциям в адрес России

Во многом зеркальные США санкции ввела и Великобритания — запрет на инвестиции в Россию и заморозка активов 8 бизнесменов, включая гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина. Британское правительство пообещало также заморозить активы президента «Алросы» Сергея Иванова, предправления Газпромбанка Андрея Акимова, руководителя «Газпром нефти» Александра Дюкова, совладельца «Новатэка» Леонида Михельсона, владельца «Фосагро» Андрея Гурьева, владельца «Акрона» Вячеслава Кантора и Бориса Ротенберга.

Также правительство Туманного Альбиона пообещало «положить конец зависимости от российской энергетики» и ввести до конца 2022 года полный запрет на экспорт в страну российского угля и нефти. Под запрет попадает экспорт продукции из железа и стали, замораживаются активы Сбербанка и Московского кредитного банка.

Сообщается также о планах принять меры «против олигархов и ключевых стратегических отраслей экономики».

Любопытно, что единства в НАТО по поводу дальнейших шагов в отношении России нет, страны – члены Альянса не могут договориться друг с другом, сообщает The New York Times. «Страны Центральной Европы, такие как Польша, и страны Балтии, хотят полного разрыва с Москвой и попытки поставить Россию на колени. Но другие страны считают, что Россию нелегко подчинить. По словам официальных лиц, такие страны, как Франция, Германия и Турция, хотят поддерживать контакты с президентом России Владимиром Путиным, несмотря на обвинения», — говорится в статье издания.

«Наши финансовые компании полностью отрубаются от долларовой и «евровой» системы»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили последствия новых и риски готовящихся санкций.

Андрей Кочетков — аналитик «Открытие Инвестиции»:

— Фактически наши финансовые компании полностью отрубаются от долларовой и «евровой» системы международных платежей. Плюс еще присутствует заморозка активов. Раньше заморозки активов не происходило, банки могли их вывести за какое-то время. Хотя как раз для Сбербанка был выделен месяц до конца марта. Поэтому, с одной стороны, это немножко неожиданно, а с другой — все к этому шло.

Для российских клиентов никаких последствий не будет, потому что банки находятся в рублевой зоне, и здесь их работа никак не ограничена, в том числе и с позиции брокерских операций. Что касается международных операций, то уже в конце февраля – начале марта все наши санкционные банки начали переводить клиентов с иностранными портфелями в другие брокерские структуры. Это делал и ВТБ, и Сбербанк, и, насколько я знаю, другие подсанкционные банки. Поэтому с точки зрения клиентов ничего не меняется, кроме невозможности каких-либо внешних платежей в долларах или в евро. Это не касается, естественно, платежей в юанях, потому что там другая система обмена информацией и используются совсем другие валюты. Деньги клиентам не стоит никуда выводить, они там прекрасно лежат. «Санкционные» банки относятся к группе системообразующих, соответственно, они пользуются полной поддержкой центрального банка.

Согласуют ли страны ЕС в конечном итоге запрет на экспорт угля из России в Европу? Вопрос очень сложный, потому что сейчас в Европе начали проявляться очень серьезно такие вещи, как социальное недовольство политикой европейских государств. Мы видим это, в частности, на примере венгерских выборов, где в очередной раз победил умеренный националист Виктор Орбан. Во Франции Марин Ле Пен набирает все больше голосов и может даже претендовать на победу во втором туре. Соответственно, есть недовольство политикой Евросоюза в отношении роста цен на энергоносители. Это все отражается на частных счетах по отоплению домов, по снабжению электричеством, и меры по компенсации расходов домохозяйств не приносят какого-либо результата. Потому что, с одной стороны, коммунальный счет, может, и не растет так быстро, но люди прекрасно видят инфляцию в магазинах, на бензоколонках и так далее. То есть, возможно, введут не ограничения именно запретного типа, а определенные тарифы. Правда, это не решит вопрос высоких цен на энергоносители, но хотя бы психологически удовлетворит европейских бюрократов. Пока они это называют техническими проблемами — то, что не смогли принять сходу пятый санкционный пакет, но, как мне кажется, степень давления на европейские правительства очень высока и вероятность принятия данного пакета тоже достаточно высока. Просто нужно время на то, чтобы уговорить других членов команды Евросоюза.

Александр Разуваев — руководитель информационно-аналитического центра «Альпари»:

— Не особенно они жесткие, эти санкции. Большинство клиентов российских банков их не заметят. Могут появиться проблемы с валютными расчетами. Человек просто не сможет получать деньги на свой валютный счет, если ему продают какую-то интеллектуальную собственность. Книги, например. Но человек должен был сам озаботиться такими вопросами и подстраховаться. Понятно, что банки что-нибудь придумают, чтобы это обойти. Что касается брокеров, то иностранные ценные бумаги, которые у клиентов имелись в депозитариях этих банков, скорее всего, будут переводиться в депозитарии других брокеров.

Согласуют ли страны ЕС в конечном итоге запрет на экспорт российского угля в Европу? Скорее всего, да, но там потеря — 4 миллиарда долларов, что для нашего платежного баланса некритично. И никаких серьезных последствий от этого не будет, абсолютно.

Никита Масленников — руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития:

— Последствия этих санкций для нас пока неясны. Принципиальных новшеств в отношении российских банков — Сбера и Альфы — я не увидел. Да, у Сбера сегодня котировки рухнули на 8 процентов, и это было ожидаемо.

Американцы утверждают, что две трети российского рынка находится под санкциями. По банкам, которые попали под санкции, в течение года может потребоваться докапитализация, пополнение капитала банка. Но это традиционная мера, которая происходит в любом кризисе. Это было и в 2008, и в 2009, и в 2014, и в 2015 году. Поэтому здесь стандартные вызовы и стандартные ответы. Эксперты исходят из того, что примерный общий объем докапитализации банковской системы, чтобы она оставалась в работоспособном состоянии в этом году, может составить 2,2 триллиона рублей. Но это пока первичная оценка, она может уточняться как в сторону повышения, так и в сторону снижения, но она в целом близка к тому уровню, в котором проводилась докапитализация в предыдущие кризисы.

В отношении энергоносителей — новые угрозы. Вот, будут они стремиться к запрету [экспорта российских энергоносителей]. Но здесь американцы наталкиваются на отношения с Европой. Потому что далеко не вся Европа готова идти на максимальный запрет экспорта газа и нефти. Цель Евросоюза — снизить энергозависимость с критического уровня до минимального к 2027 году, поэтому Европа как-то не укладывается в ограничения на покупку нефти и газа. Там определенный раскол присутствует. Поэтому здесь пока ничего неожиданного не происходит. Санкции в отношении угля согласованы в Евросоюзе не были, да и там наши потенциальные потери по экспорту — 4 миллиарда евро. Естественно, мы перенаправим наш уголь в Китай и в Большую Азию, но уже с дисконтом. Поэтому, конечно, определенные потери будут, но опять-таки не слишком критичные.

Игорь Юшков — ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности:

— Санкции становятся все жестче и жестче, потому что все более мягкие санкции уже перебрали. Могут ввести постепенные ограничения. Европейские страны тянут время: с одной стороны, пытаются ввести санкции, а с другой — ждут, когда закончится острая фаза конфликта на Украине и прекратится спецоперация. Тогда пропадут основания ужесточать санкции. А на период восстановления ничего нового не введут.

Но чем больше ты ждешь, тем активнее рынки сами перестраиваются — без жестких ограничений постепенно российская нефть начинает уходить на азиатские рынки, а европейские НПЗ ищут других поставщиков. Происходит взаимозамена — мы уходим в Азию вместо ближневосточных производителей, а ближневосточные производители уходят в Европу вместо нас. Если так продолжится, Европа свободно сможет ввести санкции в отношении российского угля, потому что его и так уже не будет, а это уже безболезненно.

Авторы: Алексей Лучников, Александр Гавриленко
 
Источник: БИЗНЕС Online, 07.04.2022

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики