Главная > Актуальные комментарии > Экономика > Сам себе суверен: на Московском форуме поспорили о финансовой независимости РФ

Сам себе суверен: на Московском форуме поспорили о финансовой независимости РФ

Что еще нужно сделать, чтобы стать полностью самостоятельными

У России есть финансовый суверенитет, сошлись во мнении участники пленарной сессии Московского финансового форума, а также опрошенные «Известиями» эксперты. Властям удалось добиться создания собственной платежной инфраструктуры, сбалансированности бюджета, устойчивости к внешним шокам и самостоятельности в принимаемых решениях. При этом осталось последнее: сформировать многополярную систему финансовых расчетов, уйдя от торговли исключительно в долларах и евро.

Не с протянутой рукой

8 сентября состоялся ежегодный Московский финансовый форум, организованный Минфином. Примечательно, что мероприятие прошло в день 220-летия Министерства финансов.

— Я был 11 лет министром финансов, и в этом году исполняется 11 лет, как Антон Германович [Силуанов]. Мы вместе — 22. Это 10% истории Минфина, — с определенной долей гордости пошутил бывший глава ведомства, ныне председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.

После поздравлений Минфина с днем рождения участники пленарной сессии ответили на вопросы модератора, главы комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова. Главный из них — есть ли у России финансовый суверенитет?

Спикеры форума сошлись во мнении, что есть. По мнению Антона Силуанова, финансовый суверенитет — это устойчивый сбалансированный бюджет, участие в работе рынка, которое не сопровождается непредсказуемой для инвесторов политикой государства, а также наличие собственной платежной инфраструктуры. Однако зрителям в зале больше понравилось другое определение финансового суверенитета, которое дал министр в самом начале выступления.

— Что такое финансовый суверенитет? Это жить по средствам и не ходить с протянутой рукой. Мы проходили в истории много периодов, когда у нас [была] одна надежда только: дадут нам в долг или нет? — вспомнил Антон Силуанов.

Помощник президента Максим Орешкин указал, что финансовый суверенитет — это способность достигать поставленных целей в политике и экономике независимо от внешних факторов.

— Если мы достигаем цели и нам не могут помешать, то это означает, что у нас есть суверенитет, — подчеркнул Максим Орешкин.

Всего он назвал три главных элемента финансового суверенитета: рынок в национальной валюте с достаточным объемом финансовых ресурсов, платежная инфраструктура как внутри страны, так и за рубежом и управление, которое нацеливает работу финансовой системы на решение поставленных задач экономического развития.

Алексей Кудрин и глава ЦБ Эльвира Набиуллина еще добавили к этому устойчивость к внешним шокам, надежность банков и самостоятельность принятия решения в денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политике.

И только глава ВТБ Андрей Костин едко заметил, что у России финансовая независимость есть, а суверенитета нет.

— Если мужчина получает большую зарплату, он считает, что он финансово независим. Но если он ни копейки без разрешения жены потратить не может, у него нет суверенитета финансового абсолютно. И в этом плане мы сегодня с этим столкнулись, — резюмировал Андрей Костин.

Огромной проблемой для России он назвал монополию западных стран на расчеты в их валютах.

— Номер один задача: создать многополярную систему финансовых расчетов. Если мы это сделаем, то мы справимся со всеми другими проблемами, — уверен глава ВТБ.

Директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович в беседе с «Известиями» отметил: не так важен финансовый суверенитет, как устойчивая макроэкономическая и финансовая политика.

— Ни у одной страны финансового суверенитета как такового нет, кроме КНДР, Кубы и Лаоса. Суверенитет — это когда страна располагает только своей валютой и только ею расплачивается, но это никому не нужно. У всех стран есть расчеты в разных валютах, — заявил он.

Сегодня в России макроэкономическая и финансовая система лучшая за всё время: огромные резервы, несмотря на заморозку, нормальный курс доллара, своя платежная система «Мир». Эксперт также напомнил, что у РФ один из самых низких уровней госдолга в мире — около 20% от ВВП. Для сравнения: у Японии 250%, у США почти 130%, у Италии 135%. 

Подорвать стабильность не получилось

На форуме с приветственным словом выступил премьер-министр. Михаил Мишустин заявил, что, несмотря на беспрецедентные санкции, своей основной цели их инициаторы не добились.

— Подорвать нашу финансовую стабильность не получилось, — заявил премьер.

По его словам, экономика России в настоящий момент плавно адаптируется к новым реалиям. Некоторое замедление динамики, конечно, было неизбежно, но оно не оказалось разрушительным, как предполагали авторы ограничений, добавил он.

— В плюсе остаются показатели промышленного производства, сельского хозяйства, строительства. Уже пройден пик спада потребительского спроса. Вопреки первоначальным опасениям, выросли инвестиции, — подчеркнул премьер.

Цель санкций — быстро разрушить отечественную экономику — не была достигнута, констатировал и ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета Игорь Юшков.

— В этом плане это, конечно, наш большой успех. Самое болезненное позади, хотя период восстановления будет очень сложным, — сказал «Известиям» эксперт.

По его словам, это подтверждают и показатели инфляции, которые снизились, а также решение о сокращении ключевой ставки ЦБ и замедление падения ВВП.

Врио завкафедрой статистики Государственного университета управления Николай Кузнецов, однако, предупреждает, что не стоит делать слишком оптимистичных выводов.

— То же Минэкономразвития в своем прогнозе говорит, что восстановление нашей экономики ожидается только к концу 2025 года. Причем этот прогноз исходит из текущей ситуации, а санкции не стоят на месте, они добавляются и добавляются, — пояснил «Известиям» эксперт.

По его словам, помогают сегодня стране масштабность и инертность экономики.

Сейчас Россия находится в процессе переосмысления своего финансового суверенитета, заметил Михаил Мишустин. Глава кабмина убежден, что государству надо сформировать такую архитектуру, чтобы самому решать все необходимые задачи, исключив влияние третьих стран.

При этом он призвал доработать, исходя из текущих вызовов, и принять Стратегию развития финансового рынка до 2030 года. Кроме того, необходимо более интенсивно развивать инновационные направления, заниматься внедрением цифровых финансовых активов, а также более широко применять в расчетах национальные валюты.

— Значительное сокращение использования доллара — долгосрочный тренд, он требует последовательной многолетней работы. По результатам этого движения, если к нему будут присоединяться и другие страны, возможно формирование многополярной системы международных расчетов, — заявил Михаил Мишустин.

Впрочем, такие планы не означают, что Россия должна закрыться от мира, резюмировал он.

Авторы: Инна Григорьева, Наталья Башлыкова

Источник: Известия, 08.09.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики