Главная > Актуальные комментарии > Политика > Базис и надстройка

Базис и надстройка

Собирается Анатолий Чубайс покинуть СПС или не собирается (вроде бы «не планирует») — дело его личного выбора. Для общества в целом это персонифицированный пример, иллюстрирующий глубинную проблему оппозиции в России. К 2007 г. оппозиция де-факто оказалась лишена легитимных источников финансирования. Это значит, что для политической независимости в России не существует экономической основы.

Даже если Чубайс не принимает участия в нынешней избирательной кампании и не помогает партии материально (так говорят источники в штабе СПС), терять его вредно с точки зрения партийного пиара. Но потеря Чубайса-спонсора, как и других крупных спонсоров, пожалуй, очень вредна. Нельзя, конечно, исключать, что все заявления об уходе спонсоров — тактический ход, призванный вывести симпатизирующих партии бизнесменов из-под удара. Но это только подтверждает тезис: финансировать оппозицию в России слишком опасно.

Риски делятся на политические и экономические. Политические были громко заявлены делом Михаила Ходорковского и постоянно поддерживаются менее громкими делами, решениями властей, просто намеками и пожеланиями. Но сама проблема глубже. В странах, где есть конкуренция партий, бизнес может поддерживать условных левых, зная, что рано или поздно они сменят у власти условных правых. В России бизнес сталкивается с тем, что власть несменяема. Меняются только фигуры во власти, причем сначала появляется новая фигура, а потом общество ее легитимизирует через выборы. Поэтому финансирование политической оппозиции в России неэффективно: для получения дивидендов надо вкладываться в будущего преемника, т. е. быть близким к власти и знать внутренние расклады (вероятность ошибки при этом все равно велика).

Некоторая экономическая эффективность в поддержке оппозиции была, когда она давала лоббистские возможности. Демократические фракции в третьей Думе были в меньшинстве, но, блокируясь с кем-то, могли влиять на принятие тех или иных законов. В четвертой Думе возможности уже были минимальны, но все-таки у «Единой России» не было конституционного большинства. В пятой Думе, судя по всему, такое большинство будет, т. е. вкладываться в оппозицию стало почти бессмысленно. Оппозиционные политические силы теперь вынуждены радикализовать свои программы, сознавая, что их деятельность в ближайшем будущем останется непарламентской.

Власть значительно усилила свои позиции, причем это выражается не только в выборном законодательстве и политической практике. Тенденция огосударствления экономики подрывает экономическую базу любой оппозиции. В рамках этой тенденции частному бизнесу все настойчивее предлагают работать в «партнерстве» с государством, что означает для частного бизнеса полную лояльность государству. Ведь риски для бизнесмена заключаются не только в возможности сесть в тюрьму, но и просто в возможности не получить выгодный контракт.

Действующее законодательство серьезно ограничивает для партий возможность приема пожертвований. Эти ограничения касаются не только иностранных или связанных с иностранцами организаций и компаний, но и российских органов власти и компаний, где доля государства более трети. Если огосударствление экономики продолжится, партиям скоро останется надеяться только на членские взносы и пожертвования частных лиц. Как показывает пример Анатолия Чубайса (он ранее утверждал, что помогает СПС из личных средств), на спонсора — физическое лицо (и даже «либеральную икону») можно повлиять.

Константин Симонов предполагает, что новая партийная система может сложиться за счет дробления «Единой России» на две партии. Но для такого дробления нужны по-настоящему независимые бизнесмены, способные самостоятельно принимать решение, какую из партий поддерживать. Если это просто будут сторонники разных кремлевских группировок, то выборный процесс так и останется подковерным поединком с письмами, арестами и компроматом.

Опубликовано: "Ведомости", 20.11.2007


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики