Главная > Актуальные комментарии > Политика > Открытые правительства пытаются создать по всей вертикали федеральной власти

Открытые правительства пытаются создать по всей вертикали федеральной власти

Успешную реализацию программных указов президента Путина должны обеспечить новые общественные советы при министерствах – уверен премьер Медведев. Между тем эти общественные советы при ведомствах благополучно существуют уже с 2006 года и за это время ничем особо замечательным себя не проявили. Возможно, поэтому премьер и поручил новому министру Михаилу Абызову заняться их перезапуском и ребрендингом. Между тем ясного понимания – зачем именно эти советы нужны власти и обществу – до сих пор нет.

Вчера в РИА Новости состоялся круглый стол «Перезапуск общественных советов при органах государственной власти». Одним из главных его участников был заявлен Михаил Абызов – министр по связям с открытым правительством. Злые языки уже прозвали ведомство «министерством по связям с Тиной Канделаки» (которая была активным участником открытого правительства. – «НГ»). Однако министр Абызов на обсуждение почему-то не явился. Официальное объяснение: министр по связям с открытым правительством занят на важном совещании в Белом доме. Вместо него излагать свое понимание места и роли общественного контроля за властью и дискутировать с оппонентами пришлось главе Минздрава Веронике Скворцовой и главе Минобрнауки Дмитрию Ливанову. Круглый стол заседал почти два часа, и за это время участники вспомнили очень многое. Не был прямо упомянут разве что указ президента Владимира Путина шестилетней давности с бесконечно длинным названием – «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет президент РФ, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам».

Между тем именно этот документ положил начало истории общественных советов при министерствах и ведомствах. Истории, откровенно говоря, не самой выдающейся. В 2006 году министры спущенное сверху указание выполнили по большей части формально. Несмотря на то что общественные советы были созданы при полусотне министерств и ведомств, в большинстве случаев они не оправдали возложенных на них надежд. «Они призваны олицетворять единство власти и народа. Но для министров мнение общественных советов, структуры, непонятно зачем им навязанной, не играло существенной роли», – говорит президент Центра политической конъюнктуры Константин Симонов. Он признает, что такой институт в принципе нужен и мог бы быть полезен, но как общественные советы должны функционировать – тогда не понимал никто. То же самое происходит и сейчас с идеей Дмитрия Медведева создать открытое правительство, считает политолог.

В потенциальной полезности открытого правительства у настоящих членов кабмина сомнений нет. Не сомневаются настоящие министры и в светлом будущем ведомственных общественных советов, которые по указанию Медведева будут переформатированы в кратчайшие сроки. Глава Минздрава Скворцова вчера торжественно пообещала, что решения будут приниматься после широкого общественного обсуждения. «Мы настроены создать открытое министерство в рамках открытого правительства, переформатировать существующий общественный совет», – заявила она. Один из путей для этого – создание «хорошего электронного форума», который будет представлять аналог известной с советских времен Книги жалоб и предложений. В обновленный общественный совет Минздрава, считает Скворцова, должны быть привлечены «реперные» фигуры, представляющие все социальные группы общества. Но в любом случае этот орган как был, так и останется совещательным, однако он будет наделен «большим количеством допусков».

Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов отводит общественному совету своего министерства роль дискуссионной площадки для обсуждения технических деталей и даже путей развития. Этому органу управления нужно будет делегировать определенные полномочия. Министр назвал три принципиальных момента, которые, по его убеждению, помогут выстроить эффективную работу чиновников и общественного совета. Прежде всего нельзя допустить монополизации этой дискуссионной площадки какой-то одной группой экспертов. Таких групп может быть несколько, и они должны конкурировать друг с другом, полагает Ливанов.

Министр признался, что пока не готов обсуждать, какие именно реальные полномочия должны получить общественные советы. Формулировка прозвучала столь же философски, сколько и непонятно: «Полномочия должны быть сбалансированы с ответственностью за принимаемые решения». Однако предложение Ливанова в штыки воспринял главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов – член сразу пяти общественных советов при разных ведомствах. Из них три работающие, а два – мертворожденные. Венедиктов, как выяснилось, сторонник того, чтобы общественные советы оставались в полном смысле слова безответственными. Для этого не надо сковывать их решениями, принимаемыми чиновниками, превращая тем самым в подобие корпораций при министерствах. В довершение ко всему Венедиктов предложил участникам дискуссии два вопроса: зачем общественные советы нужны власти? И нужны ли они обществу? Ответов на эти вопросы, признался выступающий, лично у него нет. Но одно ему очевидно – не следует путать экспертные советы с общественными.

Со своей стороны директор по макроэкономическим исследованиям НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Алексашенко предложил ограничить ареал распространения общественных советов несколькими министерствами, в частности Минрегионразвития, коль скоро с этим ведомством народ ассоциирует контроль и управление коммунальным хозяйством. Остальные же госорганы в его понимании в общественных советах сегодня не нуждаются. Более того, многие советы превращаются в обычные лоббистские структуры. Не случайно их нынешний состав примерно на 30% состоит из бизнесменов, подтвердила главный редактор РИА Новости Светлана Миронюк.

Министры оппонировали экспертам как могли. Так, Вероника Скворцова сослалась на многолетний стаж врача-невролога и пообещала поставить не очень хороший диагноз тем, кто захочет выплеснуть на площадках министерских общественных советов накопленный негатив. Глава Минздрава сообщила, что согласна работать с теми, кто настроен конструктивно. Ливанов также попытался парировать критику своего предложения о наделении общественников полномочиями вместе с ответственностью. «Выражать недоверие – тоже полномочие, которое должно быть зафиксировано», – сказал Ливанов. И стало ясно, что разговор на круглом столе консенсусом не закончится. Так оно и вышло.

Авторы: Игорь Наумов, Михаил Сергеев

Источник: Независимая газета, 07.06.2012 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики