Главная > Актуальные комментарии > Экономика > К. Симонов: Единое пенсионное пространство СНГ - опасный проект

К. Симонов: Единое пенсионное пространство СНГ - опасный проект

Константин Симонов считает, что попытка Москвы купить политическое лидерство в СНГ за счет пенсионеров обречена. В интервью DW он заявил: проект не сулит ничего хорошего ни экономике России, ни ее интеграции с соседями.

Созданное в начале июня 2012 года главой России Владимиром Путиным управление президентской администрации по сотрудничеству со странами СНГ, Абхазией и Южной Осетией уже успело заявить о себе. Буквально сразу после подписания указа о его создании ведомство выступило с инициативой создать в СНГ единое пенсионное пространство. По словам руководителя управления Юрия Воронина, новая система должна будет помочь людям реализовывать свои пенсионные права на равных условиях в любом из государств содружества.

Российский политолог, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), заведующий кафедрой прикладной политологии, PRи GR Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов в интервью DW рассказал, почему он считает эту идею нереализуемой и в целом неудачной для России.

DW: Почему идея единого пенсионного пространства СНГ возникла именно сейчас, и какие цели движут ее авторами - экономические или политические?

Константин Симонов: Россия в последние годы серьезно озаботилась падением своего веса на постсоветском пространстве и пытается вернуть былое влияние. Авторы, вероятно, считают, что единое пенсионное пространство может стать для этого неплохим инструментом.

- А вы так не считаете?

- Основной вопрос заключается в том, можно ли использовать экономику для укрепления политического влияния. Здесь любопытно сравнить принципы ведения политики с соседями, которую проводил Ельцин в 1990-е и Путин в 2000-е годы. Первый был сторонником различных политических интеграционных моделей: СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС. Россия все время доказывала своим соседям, что она является политическим лидером и расплачивалась за это экономической помощью, в частности дешевыми энергоносителями.

Путин на первое место поставил экономические вопросы. Одним из его первых шагов стало выстраивание новой ценовой политики в сфере продажи углеводородов: цены на газ для стран СНГ стали близки к европейским. Россия дала понять, что не готова больше экономически расплачиваться за свое верховенство в политическом плане. И вот теперь возникает вопрос - мы что, возвращаемся к той политике, когда оплачивали свое политическое доминирование?

- То есть экономически задуманная система точно невыгодна России?

- Лично мне непонятно, какие Россия может получить экономические выгоды от единого пенсионного пространства. Я вообще считаю, что этот проект очень опасный. При выстраивании интеграционных процессов начинать надо было бы не с этого. Нужны более осмысленные идеи, например, единое денежное пространство. Единая валюта с Белоруссией - весьма реальная, на мой взгляд, тема. Нужно понимать, что на постсоветском пространстве пенсии платит, прежде всего, государство. Частные лица пока не научились зарабатывать на пенсию сами, это значит, что нагрузка на государство ляжет огромная.

В России же, как мы знаем, у Пенсионного фонда и без того сложился колоссальный дефицит. Пенсионная система является одной из главных экономических мин, которая заложена в российский бюджет. Зачем же нам накладывать на него дополнительные обязательства по выплатам пенсионерам из других государств? Это очень странное решение, сравнимое с надеванием петли на российский бюджет.

- Может, дело в том, что пенсионеры составляют значительную долю электората и политическая выгода действительно того стоит?

- Повторюсь, что, если мы вернемся к сомнительной практике начала 1990-х, когда политика покупалась за экономику, мы этого не выдержим. Думать же о том, что пенсионеры каким-то образом будут влиять на политику, тоже бесперспективно. Очевидно, что, если вы хотите реализовывать интеграционные проекты, надо думать не о том, как у пенсионера вышибить слезу, а о том, что будет делать молодежь. Это она будет заниматься в перспективе интеграцией, она не отягощена мифами, созданными в 1990-е годы.

Автор: Евлалия Самедова

Источник: DW, 13.07.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики