Главная > Актуальные комментарии > Политика > Три года и три функции ОНФ

Три года и три функции ОНФ

Главная задача Народного Фронта, существующего уже три года, – вовлечь людей в самоуправление страной. Начать с местного уровня, когда многие вещи граждане могли бы делать сами.

Три года назад, 6 мая 2011 года, в Волгограде по предложению Владимира Путина был создан «Общероссийский народный фронт». В стране шла предвыборная кампания, и идея заключалась в том, чтобы фронт объединил усилия всех политических сил, нацеленных на развитие страны, для отбора наиболее достойных кандидатов для работы в Думе.

Через систему предварительного отбора – так называемые праймериз – эти люди попали в список «Единой России», получили думские мандаты. Непартийные кандидаты занимали в списке ЕР порядка 25%.

Уверенный результат ЕР на выборах означал, что выборами история с Фронтом закончиться не может. Хотя бы потому, что у Фронта появились свои депутаты в Думе. У которых были обязательства и перед избирателями, и перед Фронтом.

Фронт стал постоянно действующей общественной структурой, а 11 июня 2013 года произошло его переименование в общероссийское общественное движение «Народный фронт за Россию». Его лидером был единогласно избран Владимир Путин.

Слово «фронт» в названии сразу вызвало много вопросов. Однако теперь можно считать его пророческим и чем-то опережающим события. При том, что вовсе не Россия оказалась драйвером силового развития событий в соседней стране. Нам просто пришлось реагировать.

Попытка России отстоять свои национальные интересы и защитить русское население Украины вызвала понимание далеко не у всех наших геополитических конкурентов. Что привело к резкому обострению внешнеполитической ситуации. Россия постоянно предлагала западным странам урегулировать ситуацию и отказаться от продавливания выгодного только одной стороне сценария.

Но в итоге мы получили Крым, гражданскую войну в соседней стране и пока не до конца ясные перспективы развития ситуации.

Несколько раз Россия предлагала компромисс. 4 марта Путин дал примирительную конференцию, заявив, что Россия готова не возвращать Крым, если будут учтены интересы русских на Украине.

В ответ США немедленно заявили о намерении принять Украину в НАТО. Тогда и был изменен вопрос крымского референдума. Затем Россия подписала женевские соглашения, которые также были грубо нарушены. Вместо разоружения «Правого сектора» произошла его спешная легализация с отправкой в карательную экспедицию на восточные территории.

Впрочем, это все же отдельная история. Просто хотелось обозначить, что само название Фронт обрело явный смысл именно сейчас, когда он выполняет роль структуры, консолидирующей население вокруг своего лидера в довольно непростое время.

Согласно апрельским данным ВЦИОМ, рейтинг доверия Путину составляет 66%, а рейтинг одобрения деятельности президента – 82%. Все более символичным выглядит и место создания Фронта – город Волгоград.

Перейдем от названия к деятельности Фронта. Тем более что основные задачи – они внутри страны. Сегодня мы можем смело говорить о том, что Фронт стал важной опорой президента в реализации его внутриполитического курса. Функции ОНФ становятся все более разнообразными.

Это уже не просто структура, поддерживающая конкретные инициативы президента. Мы знаем, что такие структуры прямого действия появлялись и в других странах. Известный пример – американская Organizing for Action («Объединяясь ради действий») – общественное движение в США, не имеющее четкой партийной структуры и имеющее свободный вход для всех сторонников инициатив президента Барака Обамы.

Она была задумана для поддержки прежде всего социальных реформ Обамы. Однако в США главная проблема – низкий рейтинг президента, что требует прежде всего делать акцент на пропаганде и разъяснении.

У нас же ситуация совершенно иная. Поэтому главная задача – это конвертация высокого рейтинга в реальные дела. И практическая помощь президенту в реализации его инициатив. Поэтому российский ОНФ оказался более основательным проектом, чем его зарубежные аналоги.

Я бы выделил три базовых функций Фронта, тесно связанных друг с другом. Первая – контролирующая. Фронту Путин дал важнейшее поручение – контроль за выполнением указов от 7 мая 2012 года, которые во многом задали повестку очередного путинского президентского срока.

Указы эти охватывают довольно широкий спектр вопросов. Это и создание 25 млн новых высокопроизводительных рабочих мест, и развитие транспортной инфраструктуры, и решение жилищной проблемы. Добавим ликвидацию очередей в детские сады, устранение дефицита медицинских кадров, повышение зарплат работников бюджетного сектора, рост пенсий и детских пособий, увеличение числа контрактников в армии, усиление борьбы с коррупцией, улучшение качества предоставления государственных услуг.

Это, естественно, далеко не полный список приоритетов. Президент поставил четкие задачи перед правительством. Но здесь есть один нюанс. Как известно, ведущую партию в парламенте возглавляет лично премьер-министр Дмитрий Медведев.

Естественно, это затрудняет партийный аудит деятельности правительства. Отсюда и возникла задача общественной экспертизы реализации указов от 7 мая, которая как раз и была возложена на Народный фронт.

Фронт активно взялся за дело. Имея возможность прямой коммуникации с Путиным, Фронт занимается постоянным мониторингом реализации указов, дает публичные подсказки кабмину, пытается скорректировать некоторые решения.

Отдельная история – с регионами и губернаторским корпусом. Региональная повестка дня для Фронта наиважнейшая. Ведь Фронт и должен был закрепить связь власти с простыми гражданами, лишив их ощущения того, что власть в Москве не слышит их и не знает про их проблемы.

С этой задачей Фронт справился предельно успешно. Уже три губернатора были сняты при самом непосредственном участии ОНФ. Первая история – с губернатором Челябинской области. У Фронта вызвали серьезные вопросы объявленные губернатором Михаилом Юревичем тендеры, в частности, на оказание услуг по организации защиты руководителя области.

Все это происходило на фоне урезания ряда социальных статей областного бюджета, что полностью противоречило логике путинских майских указов. В итоге президент принял решение отправить Юревича в отставку.

Далее была история с Новосибирском. ОНФ подготовил целый доклад о возможных нарушениях законодательства губернатором Василием Юрченко. В основу легла информация по итогам работы антикоррупционного проекта фронта «За честные закупки».

В списке нарушений: создание условия для победы на тендерах фирмам родственников и друзей, недостоверное декларирование данных о доходах членов семьи, сомнительные решения о переводе земель из одной категории в другую. Решение Путина – отставка губернатора. Похожий доклад был подготовлен и по итогам работы волгоградского губернатора Сергея Боженова. После чего губернатор сам ушел в отставку.

Мы видим, что тема коррупции, прозрачности закупок стала одной из ключевых в работе Фронта. Изначально вопросы воровства на закупках подняла оппозиция, но власть сигнал услышала. Фронт стал также активно работать по этому направлению, и, как мы видим, вполне успешно.

Заработала обратная связь с населением, совместными усилиями удается выправлять положение в этой сфере. Ведь одно дело – использовать тему коррупции для постоянной дискредитации государства, другое – заниматься реальным оздоровлением ситуации.

Контроль над регионами напоминает нам и о второй функции – рекрутинговой. Чтобы не возникало ощущение, что Фронт нужен только для критики, Путин решил назначить исполняющим обязанности губернатора Волгоградской области руководителя исполкома федерального штаба ОНФ Андрея Бочарова.

Фронт показал, что уже сегодня выступает в качестве кадрового резерва Путина. Как уже было сказано, Волгоград – особое место для Фронта. Но наверняка практика выдвижения людей из актива ОНФ на работу в органах госвласти будет продолжена.

Собственно, Фронт и начинался с рекрутинговой задачи, когда возникла необходимость в поиске максимального числа достойных людей для попадания в списки ЕР. Теперь же эта функция шире. Во многие регионы возвращаются губернаторские выборы.

Новые выборы в Думу пройдут по смешанной системе. Мажоритарные выборы проходят и в региональные парламенты, а в некоторых субъектах Федерации – например, в Москве – вообще вся Дума будет выбираться по одномандатным округам. Это расширяет поле кадровой работы Фронта. Отбор лучших на местах на этапе выдвижения кандидатов – в этом Фронт вполне может преуспеть.

Система праймериз будет развиваться, причем это уже будут не просто праймериз для членов «Единой России», а для всех российских граждан, поддерживающих политику Путина. Не исключено, что на выборах в Думу 2016 года кандидаты по одномандатным округам, разделяющие позицию президента, будут выдвигаться после прохождения праймериз именно Народным фронтом.

Третья функция – пробуждающая. Речь идет о необходимости разбудить гражданскую инициативу на местах. Неравнодушных людей много, они готовы лично участвовать в решении местных проблем. Только нужно, чтобы у них не опускались руки.

Людей ведь интересуют не только макротемы, но и локальные проблемы. В России по-прежнему работает модель, при которой за все в умах людей отвечает федеральная власть. Яркий пример – прямые линии с президентом, во время которых большое количество просьб адресуется главе государства именно по местным поводам. Условно говоря, не горит лампочка в подъезде – нужно попробовать пожаловаться в Кремль.

Проблема лампочки может быть решена на месте. Без участия федеральной власти. Это исключительно вопрос самоорганизации общества, которой местная власть должна не мешать, а помогать. Вот для защиты таких инициатив и нужен Фронт.

И когда читаешь на сайте ОНФ региональные новости вроде того, что силами активистов удается вернуть автобусную остановку, это не вызывает совершенно никакой иронии. Малые дела – важная штука, они делают жизнь лучше здесь и сейчас, не дожидаясь того, что для замены лампочки в движение должны прийти все пружины государственного механизма.

Собственно, в этом и состоит главная задача ОНФ – вовлечь людей в самоуправление страной. Начать с местного уровня, когда многие вещи люди могли бы делать сами. Сейчас в стране создается законодательная база для реформы местного самоуправления. В крупных городах должны появиться работающие районные собрания.

Важно дать развиваться инициативе снизу. Создав при этом коммуникационные каналы с федеральными структурами и президентом там, где нужны исправление федерального законодательства и решения правительства. Люди должны понимать, что их мнение будет учтено, идеи – реализованы, а способности – востребованы.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Источник: Взгляд, 06.05.2014


PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики