|
||||||||||
Главная > Актуальные комментарии > Экономика > Кто в доме управитель? Кто в доме управитель?Реформу ЖКХ чиновники притормозили, чтобы перед выборами не будоражить население новыми проблемами, которые из-за несовершенства новых правил игры в управлении многоквартирными жилыми домами неизбежны. Об этом говорится в новом экспертном исследовании. Как уменьшить риски от государственного новшества? Бремя домоуправства. Новая система оказания жилищно-коммунальных услуг по задумке законодателей должна была вступить в силу с 1 января 2007 года. Однако перед Новым годом депутаты Госдумы приняли поправки, согласно которым у жильцов многоквартирных домов есть формальная отсрочка до 1 мая 2008 года, правда с той оговоркой, что власти субъектов Федерации вправе отпустить гражданам и меньше времени, если посчитают, что готовы к старту реформы на местах. Если же региональные законодатели не придумают более ранних сроков, с 1 мая 2008 года муниципальные органы власти обязаны отдать бразды правления всем жилищным фондом в частные руки - определить на конкурсной основе управляющую компанию. Главное новшество в том, что с этого момента именно негосударственные формы управления ЖКХ обретут право снабжать жильцов газом, электричеством, водой и собирать коммунальные платежи. Эксперты нового исследования (проведенного Фондом национальной энергетической безопасности и компанией «ПРОФИ-групп») признают, дескать, у них самих новые правила вызывают много вопросов и неясностей. А ведь среди них сенаторы, депутаты Госдумы, представители исполнительной власти регионов страны, члены Общественной Палаты, заинтересованные директора управляющих компаний, узкие специалисты - все тесно соприкасающиеся с проблематикой управления жилыми домами. Что уж тогда говорить об обычных жильцах? Им, судя по всему, вместо того, чтобы выбирать из ясных и прозрачных вариантов наиболее подходящий, для собственного удобства, придется учиться быть бдительным, дабы сохранить безопасность быта. Разве что законодатели одумаются и снимут всех блох со своего новшества. Пока что, свой выбор сделало только государство в лице чиновников. Как заметил, заместитель директора департамента жилищного и коммунального хозяйства Правительства Москвы, Андрей Широков, - Бремя заботы о многоквартирном доме теперь ляжетна его жильцов. Лучшее из зол. Блоха или проблема номер один, о которой говорят эксперты - невозможность свободного выбора у жильцов. Государство полностью отстраняется от хозяйствования жилыми домами. Вместо этого гражданам предлагаются, на первый взгляд, разные варианты. Но если разобраться, то выбирать придется лучшее из трех зол. Первый вариант - взять управление домом в свои руки непосредственно жильцам. Механизмы этого варианта не прописаны ни в одном документе. Эксперты сами только догадываются, что такой вариант может быть удобен только в небольших домах на несколько квартир, так как любое решение при такой форме управления должно приниматься голосованием всех собственников. В доме с несколькими сотнями квартир это стало бы мягко сказать - обременительно. Второй, оставить управлять домом Товарищество собственников жилья (ТСЖ), если таковое уже было создано и всех жителей дома устраивает. Или создать ТСЖ с нуля. Для этого жильцы должны выбрать некую инициативную группу, комитет собственников, которые и будут заниматься заключением договоров с отдельными поставщиками услуг. Этот вариант адвокат компании «Адвокатская лига» Московской коллегии адвокатов, Елена Скрипцова, которая часто ведет хозяйственные споры жильцов многоквартирных домов, считает оптимальным, но с оговоркой: - Даже в этой, на первый взгляд, идеальной форме обслуживания домов не редки случаи, когда к рулю управления домом приходят недобросовестные люди, которые прикарманивают себе деньги своих же соседей. Третий вариант, который предлагают выбрать жильцам власти - передать хозяйствование в руки управляющей компании. Это именно тот вариант, который местные чиновники должны «назначить» жильцам, если те не выберут ничего сами. Парадоксально, но самое главное правило, которого советуют придерживаться эксперты - выждать время и пока, если нет стопроцентной уверенности у сообщества жильцов в выборе - ничего не предпринимать. Ничего не подписывать. Даже если на дом будут приходить старые знакомые в лице сотрудников бывших ЖЭКов. Иначе есть риск, что своими подписями жильцы отдадут дом на управление некомпетентным и недобросовестным людям. Даже галочки ставить в пустых клеточках, если будут предлагать заполнить какую-то анкету - не стоит. - К сожалению, управляющая компания, в большинстве случаях, навязываются извне, - сетует ЕленаСкрипцева, - О ее деятельности и надежности люди ничего не знают. Взыскать средства, если по вине такой компании случается залив квартир водой, к примеру, практически невозможно. Она вполне может исчезнуть, не возместив убытки от своей деятельности. Ведь минимальный уставной фонд такой фирмы, по новым правилам, - 10 тысяч рублей. Значит - ликвидация последствия аварий ложиться на плечи жильцов, даже если фирма проявила халатность. Юристы советуют жильцам дома наведаться к руководству нового «хозяина» и снять копии со всех учредительных документов компании, а в идеале, обратиться с этими документами к юристу и узнать о своих правах подробнее. Документы фирма обязана предоставить жильцам бесплатно! Потребовать деньги она имеет право лишь за стоимость расходных материалов (бумаги, ксерокопии). Цена реформы. Платить за управление домом, в любом случае, придется больше. С этим, по-видимому, придется смириться. Однако если платить больше - важно знать за что и кому. Об этом жильцы узнают по платежкам, на которых обязательно прописываются реквизиты поставщика услуг. - Ни в коем случае нельзя их выбрасывать, - предупреждает Елена Скрипцева, - в случае проблем, будете знать с кого спрашивать. Платежки могут пригодиться, если конфликт с управляющей организацией дойдет до суда в случае недоброкачественных услуг, которые могут вызвать аварии, нанести материальный ущерб, причинить бытовые неудобства или не дай бог травмы или чего похуже. Самая дорогостоящая проблема для обеих сторон реформы - и для жильцов, и для страны - капремонт. Износ коммуникаций, лифтов, крыш и.т.д. в некоторых домах достигает 60–85%. Хотя последнее время через СМИ власти дают устную гарантию того, что капитальный ремонт домов, которые были изношены за то время, пока были под хозяйским крылом у государства - будет сделан. Однако, фактически, пока что чиновникам приходится верить на слово, никаких оценок - сколько средств будет выделено и каким домам - вслух не делается… Как заметила представитель компании «Профи-групп» руководитель экспертного исследования «Реформа ЖКХ» Елена Фирсанова, при желании представители власти могут вполне вопрос с капитальным ремонтом обойти. Если жильцы так и не дождутся обещанного, им остается только обращаться к адвокатами выколачивать ремонт через суд. Иначе, латать крыши и менять лифты придется за свои кровные, которых на подобные дорогостоящие операции может и не хватить.
|
||||||||||
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |