Главная > Актуальные комментарии > Политика > Драма новой войны в Южной Осетии еще на закончена

Драма новой войны в Южной Осетии еще на закончена

Драма новой войны в Южной Осетии еще на закончена. У российской власти еще есть время ответить на упреки в неэффективной дипломатии и информационной политике. Ошибки еще могут быть исправлены. Как, впрочем, и усугублены.

Очень важно, какую позицию займет Россия на переговорах по мирному урегулированию. Главный вопрос — чьи войска останутся в зоне конфликта и как они разместятся.

Очевидно, что США и ряд европейских стран будут выступать против присутствия российских войск с любым мандатом на территории как Грузии, так и Южной Осетии. И наоборот, будут настаивать на появлении натовских или американских миротворцев на территории Грузии. Если представить события в Южной Осетии как агрессию России, то это и будет предлогом.

Тем более что карта военных конфликтов в регионе еще может обогатиться. Существует вероятность новой войны в Нагорном Карабахе. По крайней мере, ружье уже висит на стене. Азербайджан за последние два года сумел заработать хорошие деньги на нефти (рост добычи в 2007 г. составил 31,7%, а в 2006 г. — 44,9%) и вложил их в том числе и в армию. США могут, как и в Южной Осетии, промолчать на этапе первого удара, а потом получат еще один повод для появления в регионе своих вооруженных сил.

Долгое время интерес США к региону объяснялся созданием альтернативных России путей транзита углеводородов в Европу. Но все же Китай представляется более опасным конкурентом, чем Россия. Поэтому основная цель США в регионе — это Иран с 15,7% общемировых доказанных запасов газа. И недопущение выхода каспийской нефти и центральноазиатского газа на китайский и индийский рынки. Любопытно, что на всех потенциальных маршрутах транзита газа из Ирана в Индию и Китай растет политическая напряженность (отставка Первеза Мушаррафа — последнее тому подтверждение).

Появление вооруженных сил США в Грузии и Азербайджане увеличит военное давление на Иран. Это перевешивает по значимости запуск трубопроводов в обход России. Более того, политика США резко увеличивает политические риски в транзитном коридоре Азербайджан — Грузия — Турция. Например, активность курдов на территории Турции привела к остановке нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан еще до начала войны. Неудивительно, что Реджеп Эрдоган тут же приехал в Россию. Хотя именно Турция активно поддерживала идею строительства новых трубопроводов через Азербайджан и Грузию, за что Россия попыталась наказать ее заменой второй нитки «Голубого потока» на «Южный поток».

Теперь же Россия может закрыть тему транскаспийского газопровода, «Набукко» и ряда других проектов. Виктор Ющенко вправе подписывать указ о развороте нефтепровода Одесса — Броды, да только это не добавит в него казахской и азербайджанской нефти.

У стран Центральной Азии тогда останется два пути — газовый транзит в Европу через Россию или выход на рынок Китая. Второй путь для США опаснее. Так что теоретически можно добиться поддержки со стороны США проектов новых трубопроводов через российскую территорию. Но плата будет высока. России придется сдать Иран. И поставить стратегическую подножку Китаю. Развилка непростая. Но многовекторность в нашей внешней политике заканчивается.

Автор: Константин Симонов

Источнки: Ведомости, 19.08.2008


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики