Главная > Актуальные комментарии > Политика > Пушки вместо масла: военный бюджет России растет как на дрожжах

Пушки вместо масла: военный бюджет России растет как на дрожжах

В пятницу премьер Владимир Путин провел рабочую встречу со своим заместителем Сергеем Ивановым, курирующим в правительстве оборонно-промышленный комплекс (ОПК). Разговор шел не только о настоящем и будущем предприятий ОПК, но и о формировании Гособоронзаказа в контексте принятия очередного трехлетнего бюджета. На будущий год объемы финансирования военных закупок достигнут рекордных 1,2 трлн. руб. С учетом того, что до 80% вооружения и техники российской армии изношены или морально устарели, что в очередной раз подтвердила война с Грузией, и был выдвинут лозунг «пушки вместо масла». Эксперты высказывают озабоченность крайне низкой эффективностью расходования этих средств.

 

По проекту бюджета в 2009 году военные расходы должны вырасти на 23,1% – до 1,26 трлн. руб. И точка здесь не поставлена. Министерство обороны доказывает необходимость дальнейшего наращивания оборонных расходов. Со своей стороны вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин подтвердил принципиальную готовность правительства добавить военным денег. Одно условие – инициатива должна исходить от президента Дмитрия Медведева. «Эти предложения должны быть сформулированы президентом и в этом случае правительство выполнит поручение президента», – заявил он, выступая на этой неделе в Совете Федерации.

На встрече с Ивановым Путин потребовал отчета куда и на что должны пойти бюджетные деньги, предназначенные ОПК. Похоже, полной ясности в этом вопросе у премьера нет. «Я только что подписал постановление правительства об увеличении финансирования на 67 миллиардов рублей программы ГЛОНАСС. И у меня на подписи уже находится документ о дополнительном финансировании космической программы в объеме 45 миллиардов рублей. Хотелось бы услышать вашу оценку того, как мы предполагаем эти средства израсходовать и на что мы полагаем выйти в целом по этим двум программам с учетом дополнительных денег», – заявил Путин.

Иванов заверил, что общая динамика развития всего оборонно-промышленного комплекса «однозначно позитивная», единственное исключение – судостроительная отрасль, где кризис не преодолен. Однако в проекте бюджета по Гособоронзаказу, заверил вице-премьер, предусмотрены средства на поддержку отечественного судостроения. Общий объем финансирования Гособоронзаказа увеличен не только в связи с необходимостью выполнить поручения президента и премьера. Основной упор сделан на заказ нового оружия и военной техники. Также увеличиваются расходы на обеспечение горюче-смазочными веществами, вещевое и продовольственное обеспечение армии и других силовых структур.

Характерно, что эти затраты вырастут в связи «с очевидной инфляцией», которую, видимо, в Минобороны считают значительно более высокой, чем дают расчеты Минфина. «Инфляция на продукцию военного назначения превышает среднестатистические прогнозы, которые нам дают в Министерстве экономического развития. Минфину предъявлен реальный рост цен на продукцию – на металл, на комплектующие и так далее. В результате этого нам удалось убедить Минфин в том, что объем Гособоронзаказа в 2009 году по сравнению с планировавшимся ранее увеличивается на 70 миллиардов рублей, в 2010 году – на 40 миллиардов рублей и в 2011 году – на 60 миллиардов рублей», – констатировал свой лоббистский успех Иванов.

Независимые эксперты ставят под сомнение, что массированное увеличение финансирования потребностей военной машины государства, продолжающееся последние несколько лет, приведет к желанному результату. Президент Центра политической конъюнктуры Константин Симонов обращает внимание на крайне низкую эффективность расходования средств на нужды обороны. В армию практически не поступают новейшие образцы боевой техники, а те новинки, которые нам показывают, как правило, разрабатывались еще в годы СССР. Между тем государство действительно выделяет значительные суммы на эти цели, а результат отсутствует. И это потому, что нет эффективной системы контроля за этими расходами. «Ощущение такое, что в этом вопросе царит хаос и деньги осваиваются по «новым» российским технологиям – рассовываются по карманам», – поделился наблюдениями Симонов.

Автор: Игорь Наумов

Источник: Независимая газета, 15.09.2008


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики