Главная > Актуальные комментарии > Политика > Кризис решит судьбу ШОС

Кризис решит судьбу ШОС

Организация должна выйти на новый уровень развития

Мировой финансовый кризис покончит с однополярным миром, и одним из будущих лидеров на международной арене станет Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Об этом заявил на открывшемся сегодня в Астане заседании совета глав правительств стран – участниц ШОС премьер-министр РФ Владимир Путин. «Это принципиально новая геополитическая ситуация, в которой происходит укрепление новых центров экономического роста и политического влияния», – сказал он. В этом году Россия председательствует в организации, и поэтому на нее возложена особая роль в процессе утверждения нового миропорядка. Главная задача Москвы сейчас – дать мощный импульс укреплению международного, экономического и политического статуса ШОС, несмотря на то что все страны, входящие в нее, переживают сейчас далеко не лучшие времена. Если организация покажет себя неэффективной или неспособной справиться хотя бы с основными своими задачами в условиях мирового финансового кризиса, это может поставить под большой вопрос саму целесообразность ее существования.

Нынешнее заседание совета глав правительств (СГП) стран – участниц ШОС проходит в узком кругу: присутствуют премьер-министры России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, а также председатель Государственного совета и вице-премьер Узбекистана. Также во встрече в Астане примут участие и представители стран –наблюдателей в ШОС – Индии, Ирана, Пакистана и Афганистана. Однако несмотря на узкий состав участников, встреча СГП в Астане стала своеобразной коллективной «мюнхенской речью» представителей стран – участниц ШОС.

Тон этой встрече задал Владимир Путин, который начал с заявления о том, что «нынешняя неурядица в глобальной экономике говорит об ущербности монополизма в мировых финансах и политике экономического эгоизма». Премьер-министр РФ, которая в этом году председательствует в ШОС, озвучил сразу несколько перспектив развития организации в условиях строящегося нового миропорядка, «принципиально новой геополитической ситуации»: изменить глобальную финансовую структуру для решения текущих проблем, повысить роль и авторитет организации на международной арене, а также создать центр по борьбе с катастрофами. Последнюю инициативу российский премьер выдвинул в связи с последними событиями в стране, имеющей статус наблюдателя в ШОС, – Пакистане, где в результате мощного землетрясения уже погибло более 200 человек.

Из уст других участников встречи звучали более сдержанные по тону заявления, однако, по сути, и они гласили о том же – о необходимости сопротивления «монополизму» англо-саксонских финансовых систем на мировом рынке (хотя персонально виновники нынешнего кризиса и не назывались). Так, председатель Государственного совета КНР Вэнь Цзябао отметил, что китайская сторона намерена активизировать свое сотрудничество с государствами – членами ШОС, и сделал беспрецедентное до сих пор заявление о культурно-цивилизационной роли организации – он призвал развивать у ее участниц «шанхайский дух». А премьер-министр Казахстана Карим Масимов выступил с инициативой о создании единого энергетического, а затем и экономического рынка стран – участниц ШОС и выразил уверенность в том, что на предстоящей встрече министров энергетики будут рассмотрены конкретные шаги по реализации этой идеи.

Иными словами, участники встречи глав правительств стран ШОС фактически поставили перед организацией цель выйти на новый уровень развития в условиях финансового кризиса с последующим закреплением за ней одной из ведущих ролей нового многополярного мира. России, как председательнице ШОС, в этом году будет отведена особая роль: в условиях фактического балансирования экономик стран – участниц и наблюдателей ШОС на грани дефолта, она должна будет придать новый мощный импульс развитию организации.

От того, насколько удачной окажется эта работа, проделанная Москвой, во многом будет зависеть будущее организации. Ведь неспособность ШОС противостоять главному глобальному вызову на сегодня – финансовому и экономическому кризису – поставит под вопрос целесообразность нахождения в ее составе таких крупных государств-членов, как Россия и Китай. Так что фактически у ШОС есть только два пути выхода из кризиса – либо в качестве победителя, способного эффективно и быстро аккумулировать потенциал всех своих участников и доказавшего свою способность быть одним из мировых лидеров, либо в качестве проигравшего.

Прежде всего необходимо отсеять все долгосрочные и пока что бесперспективные инициативы, предлагаемые в рамках ШОС, и сосредоточиться на тех из них, реализация которых возможна в ближайшее время и эффективна с точки зрения противодействия мировому кризису. Так, например, инициативу Казахстана о создании единого энергетического рынка стоит отложить на потом. Как отметил в беседе с РБК daily гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, главная загвоздка этого предложения, которая делает невозможным его реализацию сегодня, заключается в том, что у стран – членов ШОС слишком разные энергетические интересы: одни производят энергию (Россия, Казахстан), а другие ее покупают (Китай), причем в первую очередь далеко не у членов организации. Возможность сглаживания углов энергетических интересов в рамках ШОС пока видна в очень отдаленной перспективе.

Одновременно нужно продолжать работу по сближению общих позиций стран-членов, выработать у них общее понимание того, что выйти с наименьшими потерями из текущего кризиса они смогут только сообща. В этом смысле предложенная Вэнь Цзябао культурно-цивилизационная модель «шанхайского духа» могла бы оказаться неплохим подспорьем для реализации этой задачи. Однако это возможно при условии, что стороны смогут в ближайшее время довести эту модель до ее логического совершенства и прояснить ее основные системообразующие детали, чтобы она была понята элитами и населением государств – членов ШОС.

Кроме того, даже в условиях глобального кризиса нельзя забывать и о тех странах, которые имеют статус наблюдателей в организации. Помощь таким странам в критическое для них время повысит доверие к ШОС и ее региональный и международный авторитет.

Автор: Ирина Царегородцева

Источник: РБК Daily, 30.10.2008


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики