Главная > Актуальные комментарии > Экономика > Посткризисное мироустройство: кто избавит от соблазна

Посткризисное мироустройство: кто избавит от соблазна

Пришла пора подумать о посткризисном мироустройстве. Нас призывают готовиться к новой приватизации, потому что экономический кризис не стоит рассматривать как конец капитализма. Хотелось бы в это верить. Говорится и про необходимость реиндустриализации. Если соединить две эти мысли, получится, что субъектом этой самой реиндустриализации должен стать частный бизнес. Ведь старые активы можно национализировать, а потом снова приватизировать — да только износ будет таким, что выжать из них что-то будет уже проблематично.

Вот тут мы и натыкаемся на один из давних и не простых для нашей страны вопросов: а способен ли частный бизнес именно на российской территории к реализации крупных и долгосрочных промышленных проектов? Или же он предпочитает в этом деле роль партнера государства в освоении бюджетных денег? Мы вряд ли усомнимся в умении крупного частного бизнеса получать готовые активы на льготных условиях, решать проблемы с властными структурами, покупать производства за рубежом под залог российской собственности. Но мы не знаем, способен ли он создавать производственные мощности с нуля в российских условиях. Потому что одно дело — теория, опыт западных стран и другое — российские кейсы, которых по большому счету почти и нет. И бизнес сам в этом виноват. Одно дело — приватизировать, условно говоря, «Норникель» и управлять им, другое — его построить. С учетом климатических условий и сроков окупаемости проекта.

Близкая тема — расселение людей и освоение полупустых территорий. Все понимают, что наделение людей землей помочь явно не сможет. Готов ли частный бизнес создать там рабочие места и объяснить населению необходимость переезда?

Одна из идей развития Восточной Сибири — создание там новой нефтегазовой провинции. Но никто с этим особенно не спешит. Частные компании уверяют, что вся прибыль изымается государством и что из-за низких цен на нефть придется сокращать инвестиции. Между тем чистая прибыль по итогам прошлого года у многих вполне симпатичная. Компании просят налоговых льгот, но не для увеличения инвестиций, а для сохранения прежней нормы прибыли и дивидендов. На прошлой неделе обсуждались фискальные льготы для восточносибирских проектов, однако сомнительно, что они нужны нашим нефтяникам. В отличие от снижения экспортной пошлины, автоматически увеличивающей текущие доходы.

Очевидно, что возвращаться к людоедским способам возведения крупных промышленных и инфраструктурных объектов опасно. Но сам бизнес реанимирует подобные устремления. Потому что людоеды такие проекты делали, а белые воротнички — нет. Довольно распространено мнение, что новые мощности быстро вводятся при государственной плановой экономике, а проблемы начинаются, только когда возникает вопрос об инвестициях для обновления основных фондов. Сейчас стоит именно такая проблема. А в ситуации кризиса соблазн государственной индустриализации слишком велик.

Автор: Константин Симонов

Источник: Ведомости, 17.02.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики