Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Что и следовало ожидать

Что и следовало ожидать

Вчера вице-премьер Игорь Сечин, принимая премьер-министра КНР, заявил, что Россия в ближайшее время предложит маршруты и варианты поставок газа в Китай. Заявление абсолютно не удивительное и нами ожидаемое. Видимо, нефтяных контрактов России мало, и на щит поднимается идея поставок газа в КНР. ФНЭБ предсказывал это решение еще несколько недель назад.

С одной стороны, идея совершенно не новая. Несколько лет назад Владимир Путин в Пекине заявил о намерении построить два газопровода. Позднее это трансформировалось в идею строительства двух газопроводов – «Восток» и «Запад», общим объемом 68 млрд кубометров газа. Но потом эта тема несколько затихла, акцент сместился на сахалинские проекты, на строительство газопровода Сахалин – Владивосток, о чем так много говорилось во время визита Путина в Японию. И вдруг опять неожиданно реанимирована идея поставок российского газа в Китай по новым газопроводам.

К огромному сожалению, мы наблюдаем не продуманную позицию, а политический ход. Снова политика впереди, а экономический расчет идет позади. Уж больно это похоже на то, что мы пытаемся надавить на Европу, изобразив возможность альтернативных поставок на другие рынки. Конечно, в России есть политические силы, которые весьма заинтересованы в расширении контактов с Китаем, и они активно используют возникшую в отношениях с Европой паузу. Однако мы должны понимать, что на китайском направлении не решен вопрос с объемом прогнозируемых закупок, не решен вопрос с ценой. Все-таки стоит ли в таких условиях заниматься строительством газопроводов? Напомню, что в лучшие годы Россия поставляла 160 млрд кубов газа в Европу. А на сегодняшний день Китай производит газа больше, чем потребляет. Да, рынок появится. Но 160 млрд кубов импортного газа? Я думаю, что в ближайшие десять лет Китай на такие объемы явно не выйдет. Так не является ли это шантажом Европейского союза? Сама идея провести саммит «Россия - ЕС» в Хабаровске  - не является ли это тоже попыткой показать Евросоюзу возможность переориентации труб?

Подчеркиваю, что мы призываем и ЕС отказаться от шантажа, потому что идея альтернативных поставщиков газа тоже выглядит элементом недальновидного давления на Россию. Но и нам надо быть чуть более гибкими, тем более что у нас очень сильные и хорошие позиции. И предлагать не вполне четкие экономические проекты с совершено не ясным результатом, думаю, это не лучший способ вести диалог с Европой.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики