Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > К. Симонов примет участие в работе Международной конференции под эгидой президента России

К. Симонов примет участие в работе Международной конференции под эгидой президента России

14 сентября 2009 г. в Ярославле под эгидой президента России состоится Международная конференция "Современное государство и глобальная безопасность". Участники конференции обсудят концепцию новой европейской безопасности и влияние внешнего мира на то, что происходит в России. Одним из главных вопросов станет миграция и способы ее регулирования на государственном уровне. В форуме примут участие президент России Дмитрий Медведев, премьер-министры Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро и Франции Франсуа Фийон.

Генеральный директор ФНЭБ Константин Симонов  примет участие в работе круглого стола «Социальная ответственность современного государства как фактор глобальной стабильности» в рамках Международной конференции.

Представляем вашему вниманию тезисы выступления К. Симонова на секции №1 международной конференции «Современное государство и глобальная безопасность» по теме «Социальная ответственность современного государства как фактор глобальной стабильности»:

- Социальная сфера является одним из источников стабильности как отдельных государств, так и глобальной системы. Прекрасно известны диспропорции между бедными и богатыми странами, между различными социальными группами внутри отбельных государств, географическая асимметрия при доступе к социальным благам. Подробнейшим образом описаны и социальные угрозы для российского государства, огромный разрыв между богатыми и бедными, низкое качество  социальных услуг, бедность, большое количество депрессивных территорий, чрезмерное количество иждивенцев и незначительное количество экономически активного населения, надвигающееся старение населения и обострение демографических проблем. Хорошо диагностирована и главная проблема - простая раздача бюджетных денег на социальные цели, внеочередные индексации пенсий, пособий и зарплат врачей, учителей, работников культуры не смогут изменить ситуацию в социалке. Это не меняет социальное поведение человека, и сфера остается источником угроз для безопасности.

Экономический кризис добавил «колорита» в ситуацию. В результате современная экономическая политика сталкивается с тремя основными противоречиями в социальной сфере. Они, на самом деле, не новы, просто глобальный финансовый кризис их определенным образом «оживил».

·        С одной стороны, кризис диктует необходимость ужесточения социальной политики – необходимо сокращать расходы, оптимизировать затраты, уплотнять бюджет. Кандидат на «вылет» - социальная сфера. С другой, наоборот, говорится о необходимости стимулирования спроса. Кроме того, экономический кризис рядом теоретиков рассматривается не просто как циклическое явление, а как кризис капитализма. Отсюда и формируется запрос на новое социальное государство.

·        С одной стороны, перед Россией ставится задача модернизации промышленности. С другой, это путь к повышению эффективности производства, что приведет к высвобождению лишних рабочих рук.

·        С одной стороны, постоянно говорится о демократическом кризисе – с другой, в мире начинают вновь обращаться к теме ограниченности ресурсов, воспроизводя в различном виде мальтузианские доктрины. А у нас - огромное количество лишних людей, искусственная занятость, крайне низкое количество экономически активного населения.

Это означает, что социальная политика нуждается в системном изменении. Прежде всего нужно убрать самое парадоксальное противоречие - между социальной сферой и экономическим ростом. Которое, тем не менее, создано нашими экономистами еще в 90-е годы прошлого века.

Социальная политика традиционно лишь сглаживала недовольство, путаясь вытянуть людей из бедности. Потом мы видели ее трансформацию (скажем, внедрение принципа адресности). Затем была попытка вытянуть отдельные сферы (образование). Однако все равно не произошло изменение в понимании сути социальной политики. Социальная экономика - это не когда пытаются подкормить бедных. Это когда социальная сфера обеспечивает стремление к развитию, снижая системные риски для безопасности государства.

Вместо модернизации нужно говорить именно об инновационной экономике. Простая модернизация или реиндустриализация не требует нового человека. Значит, и социальная политика останется прежней, подкрамливающей. Задача перейти от подкрамливающей соцполиики к стимулирующей. Социальная сфера должна помогать развитию человека, а не сглаживать бедственное положение иждивенцев.

Для этого нужно: 

·        Жестко связать соцпомощь с реальной неспособностью человека самостоятельно зарабатывать (пенсионеры, инвалиды), демонтрировать остатки системы, которую президент называет полусоветской. И сделать это не для бюджетной экономии, а для стимула к труду

·        Изменить статус образования – сегодня образование не связано с получением знаний, оно связано с получением корочек, которые по советской традиции рассматриваются как элемент повышения вертикальной мобильности.

·        Некоторые сферы социальной серы вполне инновационны – например, медицина. Скорые помощи уже купили – нужны громкие прорывы и инновационные центры, которые можно создавать, пользуясь торможением западных стран в ряде направлений

·        Пытаться создать социальный класс инноваторов через активную пропаганду стремления к инновациям

·        Реабилитировать некоторые социальные группы – но не словами, а делом. Скажем, бизнес сегодня никто не рассматривает как передовую социальную группу. Во многом благодаря самому бизнесу, создавшему себе репутацию проедателей. 

Пресс-служба ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики