Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > «Газпром» уточняет антикризисный бюджет

«Газпром» уточняет антикризисный бюджет

Совет директоров «Газпрома» 30 сентября одобрил антикризисные поправки в бюджет концерна на этот год. Уже известно, что новый уточненный бюджет предусматривает снижение доходов монополии на 11% — до 3,3 трлн рублей, при этом обязательства, расходы и инвестиции в целом снижаются на 3%, т. е. до 3,68 трлн в российской валюте. Инвестпрограмма сокращается до 761,53 млрд рублей, капиталовложения же снизятся на треть.

Тенденции к уменьшению расходов «Газпрома» наблюдаются уже много месяцев — фактически все время с начала общемирового финансового кризиса осенью 2008 года. Напомним, началось все с утверждений заместителя председателя правления «Газпрома» Валерия Голубева, который в августе 2008 года говорил о том, что стоимость инвестпрограммы газового концерна на 2009 год составит «более 1 трлн рублей». К концу года, когда стали понятны масштаба «просадки» экономики, было принято решение ограничиться объемом в 920 млрд рублей.

Затем практически чуть ли через каждые несколько недель в заявлениях топ-менеджеров концерна планируемая инвестпрограмма «Газпрома» стала сжиматься подобно шагреневой коже. Дошло до того, что зампред правления монополии Александр Круглов заявил об итоговых планах сокращения инвестпрограммы на 30% от уровня в 920 млрд в российской валюте. Подобные «революционные» намерения стали вызывать серьезные опасения ряда экспертов. В конце концов Владимир Путин согласился на вариант, который внешне выглядел компромиссным. По словам премьера, инвестпрограмма газового концерна должна была составить 775 млрд рублей (что на 15,8% меньше варианта в 920 млрд). Однако необходимо учитывать, что в новую версию документа оказались заложены расходы на выкуп акций «Газпром нефти», ранее принадлежавших итальянской Eni. Стоимость пакета — около 4 млрд долларов, то есть за вычетом данных средств получается все то же масштабное сокращение инвестпрограммы газовой монополии почти на треть.

Теперь же мы вроде бы видим «самый окончательный» объем инвестиционной программы. С учетом падения спроса на газ относительно «скромная» цифра в 761 млрд рублей сама по себе может быть обоснованной. Вызывает сомнения другое — насколько сокращение инвестиций коснется именно добычных проектов. Ведь отказ от достаточных вложений в месторождения — это риск получить серьезные проблемы в тот период, когда спрос на газ восстановится. А это точно произойдет — кризисы наступают и проходят, а неразработанные в срок месторождения нельзя будет запустить в оперативном порядке. В этом смысле остается надеяться, что уже озвученные «Газпромом» решения о переносе сроков разработки, например, Бованенковского месторождения, не станут основной линией поведения газового гиганта в борьбе с кризисом.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики