Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за июль 2019 г.

Топ-лист событий за июль 2019 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за июль 2019 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Утверждение «Транснефтью» объема компенсаций компаниям за «грязную» нефть и развитие конфликта между «Роснефтью» и «Транснефтью»

    Авария, которая произошла еще в конце апреля, продолжает оставаться основным хитом российского нефтегазового комплекса, и предложения «Транснефти» по объемам и условиям компенсаций не ставит точку в конфликте. История с «Дружбой» постепенно трансформировалась в войну двух госкомпаний – «Транснефти» и «Роснефти». И предложение «Транснефти» – это ее взгляд на урегулирование вопроса, с которым «Роснефть» не согласна. «Роснефть» продолжает обвинять «Транснефть» не только в самой аварии, но и в том, что «Транснефть» не дает возможности загружать нефть в трубу из-за того, что та забита «грязной» нефтью. Отсюда, по версии «Роснефти», падение добычи на ряде крупных ее проектов. «Транснефть» заявляет, что «Роснефть» сама создает проблемы. Плюс из-за нее происходят аварии в Ханты-Мансийском округе. То есть две госкомпании уже несколько месяцев ведут боксерский поединок. И при молчании президента. Так что пока ставить точку в этой истории рано. И очень любопытно, что же нас ждет в конце 2019 года.

  2. Введение моратория на новые налоговые льготы для нефтяников, за исключением Приобского проекта

    Уже само это решение - типично «российское»: введен мораторий «за исключением». То есть введен тотальный запрет, но тут же дается возможность одному месторождению этим запретом пренебречь. Это означает, что идея Минфина о прекращении выдачи всех льгот пока одобрения не получает. Все-таки льготы – это типично российская история. В России всегда так бывает: есть общие правила – но всегда есть исключения, и всегда есть желающие эти исключения получить. И вот эта борьба за исключение и возможность выдачи этих разрешений как твоя аппаратная возможность – это, наверное, один из краеугольных камней российских политической и экономической систем. Поэтому льготы никуда не уйдут. При этом сама идея Минфина запретить льготы кажется понятной. Однако ведомство все-таки не желает думать о том, как должна выглядеть нормальная эффективная налоговая система. И система НДД, которая введена с начала этого года, больше напоминает подачку, которая не работает и не заработает.

  3. Продление сделки ОПЕК+ до апреля 2020 года

    Решение затянулось и даже вышло формально за первое полугодие, принято было официально уже в июле. Долго думала Россия, какой стратегии следовать. Хочется ведь и добывать больше, но при этом и риски кажутся серьезными. Ни падение добычи в Венесуэле, ни падение добычи в Иране не позволили все-таки убрать нужный объем с рынка, что дало бы возможность России «подобывать» за эти государства. В итоге было принято осторожное консервативное решение. Причем ситуация уже следующего месяца показала, что, возможно, эту сделку придется трансформировать на более жестких условиях, потому что падение  цен на нефть продолжилось.

  4. Обострение обстановки в Ормузском проливе

    Казалось, вот-вот начнется война в проливе. Но ни США, ни Иран не перегнули палку, и в результате цена на нефть в августе даже стала сокращаться. Здесь «военной премии» не получилось.

  5. Решение Минфина по ситуации с коррекцией демпфера, в том числе и по керосину

    Все-таки по керосину нефтяным компаниям удалось эту историю переложить на бюджет. Теперь за счет бюджета будет производиться компенсация удорожания керосина. Но в целом отмена моратория на рост стоимости топлива привела к достаточно типичной для Минфина ситуации: с одной стороны, ведомство отказалось от моратория, скорректировало механизм демпфера и увеличило выплаты нефтяникам. И с другой стороны, на эту же сумму увеличило сборы по НДПИ. Получается, что в один карман нефтяникам положили деньги, а из другого кармана эту же сумму у них забрали. Хорошо, что по керосину удалось урегулировать ситуацию не за счет нефтяных компаний. Хотя наверняка Минфин попытается как-то историю компенсировать.

  6. Задержание Дмитрия Мазурова в рамках дела о банкротстве Антипинского НПЗ

    Эта история показывает, что независимая переработка в России оказалась в самой проблемной зоне. Задержание Мазурова и история с Антипинским нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ) – это как раз лакмусовая бумажка, которая показывает, что если у вас НПЗ не имеет собственной добычи, не входит в состав крупной нефтяной компании, то экономика завода будет сходиться с колоссальными проблемами. Антипинский НПЗ получал огромные убытки. Сбербанк пытается показать, что проблема в Мазурове и в менеджменте. Но на самом деле все-таки много вопросов и к налоговой системе. Поразительно, что Минфин, в котором работают, вроде бы, либеральные люди, выступающие за рыночную экономику, на самом деле в сфере нефтепродуктов фактически выступает за государственное регулирование цен и делает все, чтобы конкуренции в этом сегменте не было. Такое ощущение, что мы идем все-таки к введению государственных цен на бензин и к закреплению переработки как олигопольного вида деятельности с уничтожением всей независимой переработки.

  7. Продажа «Газпромом» 2,93% своих акций

    История интересная. Акции были проданы одному покупателю, причем проданы с определенным дисконтом. Очевидно, что несмотря на рассуждения о строительстве госкапитализма, о национализации, на самом деле государственная собственность активно продается. Если кто-то забыл, не так давно у нас был продан крупный пакет акций компании «Роснефть», и вот сейчас дошла очередь и до «Газпрома». Причем можно не сомневаться, что там правильный покупатель. Не случайно его по очевидным причинам так и не называют.

  8. Предложение России о продлении на год действующего газового контракта с Украиной

    Понятно, что чем ближе осень-зима, тем больше внимания будет к украинскому вопросу. Ясности в нем нет. 21 июля прошли выборы в Раду. Мы ждем нового премьера и, может быть, нового главу «Нафтогаза». Понятно, что предложение России больше адресовано европейцам – чтобы они не так волновались. Но Киеву это не нужно, потому что за год Россия серьезно продвинется в создании альтернативных газотранспортных мощностей и уже будет полностью диктовать Украине условия, выступая с позиции силы. Поэтому очевидно совершенно, что предложение России Украина отвергнет, и нас ждет веселая осень.

  9. Решение Дмитрия Медведева о выделении средств на строительство терминала «Утренний» в Обской губе

    Это означает, что НОВАТЭК по-прежнему очень успешно лоббирует выделение денег для своего проекта. При этом история вызывает конфликт, потому что Минфин предложил эти деньги взять с других транспортных проектов, например, забрать у РЖД. Иными словами, Арктика – история интересная, деньги выделяются колоссальные, но на всех их не хватает, и здесь начинаются конфликты.

  10. Заседание правительственной комиссии по Арктике

    На заседании комиссии Юрий Трутнев выступил с серьезной критикой Росатома. И эта критика как раз означает, что борьба за Арктику – это борьба за аппаратные полномочия и за деньги. Почему Трутнев критикует Росатом? Потому что он хочет показать, что он – главный в Арктике, чтобы с ним считались, чтобы через него шли финансовые потоки. Так что Арктика – это суровое место не только в плане климата, но и в плане аппаратных амбиций и финансовых разборок.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики