Главная > Актуальные комментарии > Скоро в нефтегазе > Правительство введет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на попутный нефтяной газ (ПНГ) с 2022 года в размере 50 руб. за 1 тыс. куб. м, с последующим увеличением: с 2024 года — 100 руб., с 2026 года — 150 руб.

Правительство введет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на попутный нефтяной газ (ПНГ) с 2022 года в размере 50 руб. за 1 тыс. куб. м, с последующим увеличением: с 2024 года — 100 руб., с 2026 года — 150 руб.

Власти решили ввести налог на попутный нефтяной газ, он ранее вызвал критику «Сибура» и нефтяников. Теперь собранные таким образом деньги пойдут на поддержку нефтехимии, а не Приобского месторождения «Роснефти» и «Газпром нефти»

Почему правительство решили ввести новый налог

Правительство введет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на попутный нефтяной газ (ПНГ) с 2022 года в размере 50 руб. за 1 тыс. куб. м, с последующим увеличением: с 2024 года — 100 руб., с 2026 года — 150 руб. Об этом говорится в протоколе по итогам совещания у вице-премьера Дмитрия Козака, состоявшегося 29 ноября. Копия документа есть у РБК, его подлинность подтвердил источник, близкий к одному из участников совещания.

В 2018 году добыча ПНГ в России составила 89,5 млрд куб. м, и если этот объем сохранится, то с 2022 года нефтяники будут платить 4,5 млрд руб. в год, с 2024-ого — 9 млрд руб. в год, с 2026-ого — 13,4 млрд руб. в год.

Утвержденная ставка НДПИ намного меньше первоначального плана Минфина, ранее министерство предлагало установить ее на уровне 385 руб. на 1 тыс. куб. м или 34 млрд руб в год. Этот вариант вызвал резкую критику крупнейшей в Восточной Европе нефтехимческой компании «Сибур» и нефтяных компаний. Введение нового налога идет «вразрез c успешной и долгосрочной политикой государства по развитию в стране глубокой переработки углеводородов и несырьевого экспорта», — указывал тогда представитель «Сибура».

Кроме того, изменилась логика введения налога. Если раньше Минфин хотел с помощью налога ПНГ компенсировать выпадающие доходы от введения льгот на гигантском Приобском месторождении «Роснефти» и «Газпром нефти», то теперь вырученные деньги будут направляться на поддержку нефтехимии. «Введение ставки налога на добычу полезных ископаемых на попутный нефтяной газ <...>, имея ввиду отказ от изменения таможенной вывозной пошлины на СУГи» — говорится в протоколе по итогам совещания у Козака. СУГ — это сжиженный углеводородный газ, продукт переработки ПНГ и сырье для нефтехимии. Ранее правительство обсуждало рост пошлины на СУГи в качестве источника поддержки нефтехимии.

Представитель Козака отказался от комментариев. РБК направил запрос в пресс-службу «Сибура».

Как власти поддержат нефтехимию

Правительство давно обсуждает введение налоговых вычетов на этан и СУГи, которые используют нефтехимические компании в качестве сырья. В протоколе по итогам совещания у Козака говорится, что вычеты планируется установить с 2022 года, как и НДПИ на ПНГ. Для этого на этан и СУГи будут сначала введены акцизы, а затем предоставлены вычеты из этих акцизов. Вычет на этан составит 9 тыс. руб на тонну, размер вычета на СУГи не указан, он будет считаться от акциза в 4,5 тыс. руб за тонну в 2022 году, а затем постепенно увеличиваться до 6,5 тыс. руб в 2024 году и 7,5 тыс. руб. за тонну в 2026 году. При этом компании смогут получить вычеты только на сырье для новых предприятий, введенных с 1 января 2022 года, или в том случае, если обязуются вложить не менее 65 млрд руб. в модернизацию действующих заводов.

Приобское без решения

О компенсации выпадающих доходов бюджета от льгот для Приобского в протоколе не сказано. Решение пока не принято, сказал РБК источник, близкий к правительству.

Президент Владимир Путин еще летом одобрил новые льготы для Приобского месторождения стоимостью в 600 млрд руб за 10 лет. Но Минфин заявил, что не может допустить таких выпадающих доходов бюджета и повысит налоги, а именно введет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на попутный нефтяной газ. Это единственное полезное ископаемое, которое не облагается рентой, а это недопустимо, заявили тогда в Минфине. Минэнерго и «Роснефть» настаивали, что налоговые стимулы для Приобского окупятся и так за счет роста добычи на месторождении и соответственно налогов. Старший вице-президент «Роснефти» Павел Федоров обещал государству дополнительные налоги в 660 млрд руб. и дивиденды в 120 млрд руб. только со стороны «Роснефти».

Выплаты отрицательного акциза по этану в случае ввода всех заявленных крупных нефтехимических проектов могут достигать 58 млрд руб. ежегодно, сказал РБК консультант VYGON Consulting Евгений Тыртов. Производители СУГ в 2022 года могут получить около 7 млрд руб., а с 2026 года из-за роста ставки акциза и ввода новых нефтехимических мощностей эта сумма может возрасти до 25 млрд руб, говорит аналитик. По его словам, выплаты акциза как по СУГ, так и по этану могут еще увеличиться, если будут заключены соглашения о модернизации производств.

Попутный нефтяной газ — побочный продукт добычи нефти, примерно половину объема нефтяники направляют на переработку и нефтехимию, в том числе около 23 млрд куб. м в год — продают «Сибуру» в качестве сырья. Выходит, что за счет добычи нефтяники частично будут субсидировать нефтехимию. Это решение выглядит логичным: во-первых, это небольшой рост налоговой нагрузки для добычи, во-вторых, нефтехимия приносит больший эффект для бизнеса с точки зрения создания добавленной стоимости, заявил РБК аналитик АКРА Василий Танурков.

Налоговые изменения будут стимулировать нефтяников на развитие собственных нефтехимических проектов, указывает Танурков. Компании и без того развивали бы нефтехимию: с одной стороны, им сложно серьезно нарастить добычу с учетом сделки о сокращении добычи со странами ОПЕК, с другой стороны, темпы роста спроса на нефть замедляются, пик придется на 2030-2040 годы, а после этого главным драйвером роста спроса на нефть будут нефтехимические предприятия, заключает он.

Автор: Алина Фадеева

Источник: РБК, 04.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики