Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Иранский газ и Nabucco

Иранский газ и Nabucco

На днях стало Nabucco Gas Pipeline International, оператор проекта строительства газопровода Nabucco, сообщил о планах достроить трубу до границы с Ираком и Грузией и не до доводить ветку до Ирана. Однако одновременно было сделано весьма интересное примечание — относительно возможного поступления в Nabucco около 10 млрд кубометров газа в год из неких «турецких источников». Сама Турция добывает менее 1 млрд кубов в год и является крупным импортером, что означает, что «турецкие источники» могут быть лишь импортными. Например, иранскими. В настоящее время Исламская Республика Иран (ИРИ) поставляет в Турцию около 6–7 млрд кубов в год, но, учитывая объявление о начале строительства нового крупного газопровода, этот объем может существенно вырасти.

Реализация данного плана столкнется с целым рядом политических трудностей, но полностью такой вариант исключать нельзя. Ведь именно Иран рассматривался изначально как основной поставщик газа в Nabucco. И именно Иран (а вовсе не Туркмения, Азербайджан или Ирак) с его колоссальными запасами «голубого топлива» при соответствующих инвестициях и нормализации политических отношений с Западом мог бы серьезным образом ослабить зависимость Европы от российского газа и нанести мощный удар по позициям «Газпрома».

Газовый (трубопроводный) экспорт из Ирана в ЕС (и неважно, что в ходе транспортировки газ формально станет называться «турецким») теоретически может приобрести гораздо более масштабный характер, чем нынешние поставки СПГ в Европу из того же Катара, которым так часто «пугают» Москву многие СМИ и целый ряд чиновников в Брюсселе. Напомним, что Анкара и Тегеран сейчас проводят активный курс на политическое сближение, что вполне закономерно может привести к интенсификации и экономического сотрудничества в сфере нефтегаза.

В этом смысле не исключено, что российскому руководству придется более внимательно оценить свою собственную актуальную политику в регионе, включающую (пока) как шаги по увеличению зависимости РФ от турецкого транзита (в рамках South Stream), так и по-де-факто поддержке Ирана — своего потенциально основного соперника на европейском газовом рынке — в Совбезе ООН. Уместно напомнить, что наиболее «жесткий вариант» вариант санкций в отношении ИРИ как раз предусматривал не только запрет на поставку в Иран нефтепродуктов (с которыми в Исламской республике есть заметные проблемы из-за неразвитости сектора переработки), но и запрет для членов ООН на покупку у этой страны нефти и газа. Возможно, в данном контексте в Москве также могут обратить большее внимание на звучащие в последнее время из Тегерана заявления вроде известного тезиса о «превращении президента РФ Дмитрия Медведева в рупор врагов Ирана» или на сохраняющиеся противоречия РФ и ИРИ по разделу Каспийского моря.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики