Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В поисках правил

В поисках правил

Итак, Китай имеет все шансы в самом ближайшем будущем открыть миру новый газовый рынок, спрос на котором (в отличие от трех традиционных рынков — Европы, США и Юго-Восточной Азии) будет расти. 200 млрд кубометров за десять лет — это фантастически быстрый темп роста. И в этом плане очень любопытно к нему приглядеться внимательнее.

И самый главный вопрос тут: а по каким же правилам игры будут вестись закупки, если газовый рынок здесь будет сформирован? Есть гроненгенская система, которая привязывает цены на российский газ по долгосрочным контрактам к корзине нефтепродуктов. Т. е. по большому счету стоимость газа отталкивается от стоимости нефти. А правомерно ли это? Европа сейчас говорит о том, что у газа другие экологические свойства и не достаточно отталкиваться только лишь от теплотворной способности газа. Почему не учитывается экологичность газа: меньшие выбросы СО2 и других вредных веществ, например? Или не оцениваются химические свойства газа не только как топлива, но и как сырья для нефтехимической отрасли? Есть и еще один момент. Развитие актуальной нынче темы: газификации автомобильной промышленности.

Фундаментальный принцип гроненгенской системы: это привязка стоимости газа к цене какой-то альтернативы. Китай тоже учитывает этот принцип. Нефти в Китае нет, поэтому Поднебесная сейчас предлагает: «Давайте мы возьмем цену угля как базовую». Здесь снова возникают европейские вопросы: а как же экологичность, альтернативные химические свойства газа и т. д. и т. п.

То, что Китай в вопросе определения цены фактически стартует с нуля, это огромный плюс. КНР в этом плане может стать неким драйвером новой модели определения цены на газ, которая ни к чему не привязана.

В этом смысле тот длительный контракт, который сейчас обсуждают правительства России и Китая, очень важен. И в этих переговорами надо быть крайне аккуратными. Фактически сейчас мы определяем не только стоимость отдельно взятой поставки (пусть и очень крупной). Важнее то, что мы говорим о правилах игры на новом рынке, которые затем, кстати, могут быть распространены и дальше. Поэтому мы должны посмотреть, каким же может быть ценообразование на газ именно как на автономный товар, без каких-то субститутов, без привязки к цене на скважине. Как мы здесь можем образовать формулу цены? Вопрос, конечно, не тривиальный, о чем свидетельствует то, что мы не можем решить его уже десять лет. Тем не менее, мы должны вплотную к нему подступиться. Думаю, что стоило бы поменьше сводить переговоры между российскими и китайскими организациями к режиму секретных и сделать это предметом широкой публичной дискуссии. Повторю: у Китая есть уникальная возможность задать интеллектуальный тренд на тему правильного ценообразования на газ как на автономный товар/

Из блога Константина Симонова на ChinaPRO, 29.11.2010 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики