Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Транскаспийский газопровод: кто за, кто против и "потянет" ли ЕС туркменский газ

Транскаспийский газопровод: кто за, кто против и "потянет" ли ЕС туркменский газ

Туркменистан заявил о намерении построить Транскаспийский газопровод, который позволит осуществлять поставки их газа в Европу через Азербайджан. С какими трудностями может столкнуться газопровод – в материале Sputnik Азербайджан.
 
Рост спроса на газ в мире и, в частности, в Европе расшевелил и старые нереализованные проекты по поставкам углеводородов, в том числе Транскаспийский газопровод, призванный экспортировать туркменский газ на мировой рынок.
Вице-премьер Туркменистана заявил на конференции ADIPEC в Абу-Даби о том, что страна надеется построить Транскаспийский газопровод через Азербайджан в Европу.

Через Каспий в ЕС – долго и дорого?

Подводный маршрут поставки туркменского газа в ЕС предусматривает транспортировку голубого топлива по Транскаспийскому газопроводу из Туркменистана через Азербайджан в Турцию и далее в страны-члены Европейского Союза. Таким образом, данный газопровод также считается частью расширения Южного газового коридора.
 
Мощность Транскаспийского газопровода составляет 30 млрд кубометров – планируется, что данный маршрут сможет осуществлять поставку в Европу от 10 до 30 млрд кубометров туркменского газа в год.
Приблизительная стоимость проекта около $5 млрд, предусматриваемая длина газопровода через Каспий – 300 километров.
 
Инфографика: Транскаспийский газопровод - Sputnik Азербайджан
 
Проект Транскаспийского газопровода стал наиболее актуален после подписания в прошлом году меморандума о намерениях между Азербайджаном и Туркменистаном по месторождению "Достлуг", который долгие годы был предметом спора двух стран. Месторождение в центре Каспийского моря, которое разделено между Азербайджаном и Туркменистаном по системе 30% на 70%, согласно первичным оценкам обладает около 60 миллионами тонн нефти и 100 миллиардами кубометров газа.
 
К месторождению "Достлуг" активный интерес проявляет и российский энергетический гигант "Лукойл", который выразил желание стать оператором проекта.
После того, как Баку и Ашхабад пришли к взаимопониманию по "Достлуг", реализация проекта Транскаспийского газопровода стала интересна как производителям газа на Каспии, так и потребителями в Евросоюзе.
 
Кроме того, вопрос о статусе Каспия, который был главным препятствием на пути строительства газопровода, также был решен в 2018 году, когда пять прикаспийских стран подписали "Конвенция о правовом статусе Каспия". Согласно этому документу, вопросы строительства газопровода могут быть определены лишь странами, по территориям которых проведен газопровод при условии, что он соответствует стандартам защиты окружающей среды.

Турецкий хаб – дополнительный импульс для газопровода

Еще одной импульсом для строительства Транскаспийского газопровода стало обсуждение проекта создания газового хаба в Турции, откуда будут поставляться российские и не только углеводороды на европейский рынок.
 
По мнению экспертов, создание такого хаба принесет выгоду как поставщикам, так и покупателям "голубого топлива".
 
Сегодня идет активное обсуждение вопроса создания хаба на уровне министерств между Россией и Турцией. Однако в том, что покупатель в Европе найдется с легкостью, не сомневаются ни в Анкаре, ни в Москве – президент РФ Владимир Путин считает, что нет никаких сомнений, что контракты на покупку газа через турецкий хаб будут заключены, и в Европе найдется немало желающих.
 
В данном контексте заявление Туркменистана о богатой ресурсной базе может рассматриваться как заявка на поставки газа в Европу. Так, по словам вице-премьера страны Шахыма Абдрахманова, потенциальные ресурсы Туркменистана составляют 71,2 млрд тонн нефтяного эквивалента, из которых 53 млрд тонн – на суше, 18,2 млрд тонн – на море, открыто более 190 месторождений нефти и газа.

"Подводные камни" для Транскаспийского газопровода

По мнению аналитика Фонда национальной энергетической безопасности РФ Игоря Юшкова, сказать точно что-то по поводу ресурсной базы Туркменистана сложно, так как страна довольно закрытая и получить точную информацию невозможно.
 
Кроме того, любые заявления о строительстве Транскаспийского газопровода утыкаются в несколькие проблемы, считает Юшков.
 
"Во-первых, хватит ли газа в Туркменистане для того, чтобы что-то существенное поставить в Европу хотя бы на несколько десяткой миллиардов кубометров. Транскаспийский газопровод получится довольно протяженным. Соответственно себестоимость прокачки будет довольно большим. И если строится протяженный газопровод, то экономически эффективнее строить его с большой мощностью. То есть строить газопровод на 5 или 10 млрд кубометров из Туркменистана в Европу не имеет особого смысла", – рассказал Юшков Sputnik Азербайджан.
 
Соответственно, считает эксперт, Туркменистану необходимо добывать 15-20 или даже 30 млрд кубометров в год дополнительно, чтобы экспортировать эти объемы в Европу.
"Возможно ли это в современных условиях для Туркменистана сказать сложно, потому что есть информация о том, что и существующие газопроводы из Туркменистана в Китай недозагружены. По какой причине непонятно – то ли Китай не берет полностью весь газ, либо Туркменистан не может добыть или поставить обговоренные объемы. Этого мы знать не можем. Поэтому определенные проблемы с ресурсной базой в Туркменистане могут наблюдаться", – рассказал эксперт.

Готов ли Туркменистан вложиться в проект?

По мнению Юшкова, вторая проблема, с которой может столкнуться Транскаспийский газопровод – это готовность Туркменистан вложиться в реализацию этих проектов. Так, общая проблема всех поставщиков, с кем сейчас европейцы пытаются договориться о дополнительных объемах поставки будь то Азербайджан, Катар или страны северной Африки, заключается в том, что экспортеры требуют гарантий и долгосрочных контрактов.
 
"Для увеличения поставок газа из любой страны в ЕС необходимо разработать новую ресурсную базу и построить новые мощности по транспортировке газа, на это уйдут миллиарды долларов и тогда нужны гарантии возврата инвестиций, которые будут вложены. А европейцы таких гарантий давать не хотят", – рассказал Юшков.
 
Так, по словам эксперта, в ЕС заявляют о проектах по энергопереходу, и планах по сокращению потребления газа, поэтому долгосрочные контракты на 10-15 лет подписывать не готовы.
Соответственно с Туркменистаном такая же ситуация – стране нужно будет потратить десятки миллиардов долларов на разработку дополнительной ресурсной базы, строительство инфраструктуры, но не факт, что в ЕС будут подписывать долгосрочные договоры на эти объемы.

Согласятся ли соседи по Каспию

В то же время, считает собеседник Sputnik Азербайджан, еще одна нерешенная проблема – это вопрос на каком основании построить Транкаспийский газопровод.
"Да, документ по статусу Каспия подписан, но там прописано, что, если строится какой-то объект, который может нанести потенциально урон экологическому равновесию на Каспии, тогда его должны одобрить все Прикаспийские страны", – сказал Юшков, добавив, что вряд ли некоторые страны Каспийского моря, в том числе, Иран одобрят подобную инициативу.

Что касается месторождения "Достлуг" и интереса к нему со стороны российской компании "Лукойл", то, мнению эксперта, тут тоже возникает вопрос о том, достаточно ли запасов у этого месторождения, для того, чтобы можно было поставлять в ЕС значимые объемы газа.

Автор: Айгюль Тагиева

Источник: Sputnik Азербайджан, 03.11.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики