Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как Россия справится с историческим падением экспорта газа в ЕС

Как Россия справится с историческим падением экспорта газа в ЕС

Россия столкнется в этом году с падением экспорта газа в ЕС почти в пять раз. Вместо 155 млрд кубометров, как было в 2021 году, будет отправлено всего 30 млрд кубов. России срочно надо искать новые маршруты для экспорта. Какие пути перенаправления поставок газа существуют у Москвы и почему этот вопрос стал одним из самых непростых?

Добыча газа в России в 2022 году составила 673,8 млрд кубометров. Экспорт снизился на 25,1% до 184,4 млрд кубометров. Это связано с объективными причинами – отказом европейских стран от покупок российского газа, а также диверсиями на газопроводах «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2», – заявил вице-премьер РФ Александр Новак в авторской статье в журнале «Энергетическая политика».

У России есть два пути по восстановлению экспорта газа. Первый – это построить новые трубопроводы в Азию взамен европейским и нарастить экспорт СПГ, который можно перевозить по морю и не привязываться к одному покупателю.

По словам Новака, Газпром по поручению президента РФ прорабатывает ускорение строительства Дальневосточного маршрута, а также МГП «Сила Сибири – 2». Развитие этих проектов привлечет 4–5 трлн рублей дополнительных прямых инвестиций и 1,5–2 трлн рублей в смежные отрасли – в металлургию, цементную отрасль, химическую промышленность и т. д. Однако ситуация здесь не такая простая.

Второй путь – это наращивать экспорт СПГ. В прошлом году он вырос на 7,9% и достиг 45,7 млрд кубометров.

«Мы работаем над технологическим развитием СПГ-отрасли. На эти цели выделен 1 млрд рублей. Будет обеспечен запуск и частичное финансирование четырех проектов по созданию СПГ-оборудования для средне- и крупнотоннажного производства. Всего в России планируется реализовать 18 таких проектов», – заявил Новак.

В этом году Россия столкнется с историческим падением экспорта газа в Европу.

«Если в 2021 году мы поставили 155 млрд кубометров газа, не считая Китай и Турцию, то в 2022 году – только 80–85 млрд кубометров. Однако в 2023 году Россия отправит в Европу меньше 30 млрд кубов в годовом выражении: через Украину идет примерно 15 млрд кубов, через «Турецкий поток» – 15,75 млрд кубов (без Турции)», – отмечает эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

 

«Сила Сибири – 2» через Монголию может выйти на пике на 50 млрд кубов, однако не сразу. Три-четыре года потребуется на строительство газопровода и столько же для выхода на проектную мощность. Дальневосточный маршрут рассчитан на поставку 10 млрд кубов, но здесь есть проблема с ресурсной базой. Но условно можно сказать, что когда все это заработает, мы сможем поставлять дополнительные 60 млрд кубов в Азию», – говорит Юшков.

По его мнению, небольшие объемы Россия может начать поставлять в Казахстан и Узбекистан, так как скоро эти страны могут перестать быть экспортерами газа и станут импортерами газа. Поставки в Среднюю Азию можно увеличить довольно быстро, так как здесь имеются газопроводы, а у России – месторождения. Вопрос в подписании реальных контрактов.

«Но полноценно европейский рынок по объемам это, конечно, не заменит», – констатирует Юшков, не говоря о том, что потребуются большие деньги и время.

И все равно получается, что выпадает 70 млрд кубометров газа, которые так просто не перекинуть. Возможность сжижать газ и отправлять его морем в виде СПГ в любую точку мира могло бы стать серьезным подспорьем для диверсификации поставок российского газа.

«У нас нет проблем на этапе добычи, транспортировки, создания загрузочных терминалов, газопроводов», – говорит Юшков.

Однако главная проблема России в том, что у нее нет технологий и оборудования для строительства СПГ-заводов, то есть заводов для сжижения газа. Они были на Западе, но доступ к ним закрыт. Конечно, можно было пойти хитрым путем и попытаться заказать необходимое западное оборудование через третьи страны, например, через Китай. Однако это плохая долгосрочная стратегия. России необходимо собственное оборудование и технологии, считает Юшков.

«Крупнотоннажный завод по сжижению газа мы никогда не строили. Россия располагает только технологиями строительства среднетоннажных СПГ-заводов. «Новатэк» построил на их основе четвертую очередь «Ямал СПГ» на 0,9 млн тонн в год, а Газпром – Портовую СПГ», – говорит Юшков. Объемы здесь невысокие по сравнению с потерями российского экспорта.

 

«Какое оборудование хотят заместить, сложно сказать. В Питере Росатом построил уникальный стенд для испытания такого оборудования, второй по величине в Европе. Однако это стенд для испытаний оборудования, а где будет производиться само оборудование? Основное оборудование, которое нам следует импортозаместить, – это криогенные обменники, турбины и компрессоры к ним. Запуск «Арктик СПГ-2» пришлось перенести с лета 2022 на 2023 год из-за того, что не поставили турбины, которые изначально были там запроектированы. И до сих пор эта проблема, судя по всему, не решена для крупнотоннажных СПГ», – рассказывает Юшков.

Работы по созданию газовых турбин большой мощности в России ведутся, но к ним нет компрессоров. «А когда появятся компрессоры, потребуется время, чтобы турбины и компрессоры смогли работать вместе. Раньше, когда все заказывали с мирового рынка, турбина, компрессор и теплообменники шли комплектом. Четвертая очередь «Ямал СПГ» показала, что необходимо еще наладить работу оборудования между собой. В итоге пусконаладочные работы продолжались почти год вместо пары месяцев», – добавляет эксперт. 

 

По его словам, из-за проблем с зарубежным оборудованием оказались в подвешенном положении уже запланированные СПГ-проекты. У «Новатэка» это проекты «Арктик СПГ» и «Арктик СПГ-2», а также Обский СПГ, у Газпрома – это завод СПГ в Усть-Луге. И новых проектов так и не появилось, хотя перспективы для них сейчас просто золотые.

Эксперт считает, если Россия уже умеет строить среднетоннажные заводы по сжижению газа, то зачем нам делать крупнотоннажные СПГ?

«У американцев один из проектов состоит из более чем десяти очередей по 0,7 млн тонн. Давайте тоже строить много очередей среднетоннажных заводов по 0,9 млн тонн каждый. Вопрос ведь не просто в том, чтобы создать, а вопрос в сроках», – говорит Игорь Юшков. В предыдущей программе Минпромторга предполагалось, что все оборудование для строительства крупных СПГ-заводов мы получим только к 2030 году. Потом нужно будет еще три-четыре года на строительство хотя бы первой очереди. То есть получается, что Россия только в 2034 году даст новые объемы СПГ.

«А что будет с рынком к этому моменту? Он, скорее всего, будет заполнен, потому что с 2026 по 2030 годы в эксплуатацию выйдут новые заводы в Катаре и США. Сможем ли тогда окупить инвестиции, которые мы вкладывали в разработку технологии, в строительство заводов и т. д.? А если идти по пути создания средних СПГ-заводов, то мы можем начать их строить уже здесь и сейчас. И успеть зайти на рынок вместе с мировой волной ввода новых мощностей. Тогда мы будем более конкурентоспособными. Этот вопрос государство должно решать в диалоге с компаниями», – заключает собеседник.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 14.02.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики