Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Власти ограничили экспорт топлива: аналитики назвали возможные негативные последствия

Власти ограничили экспорт топлива: аналитики назвали возможные негативные последствия

Запрет на вывоз бензина и дизеля решит лишь краткосрочные проблемы

Острая ситуация на внутреннем рынке топлива потребовала от правительства радикальных мер. Власти ввели временное ограничение на экспорт бензина и дизеля с 21 сентября 2023-го, чтобы удовлетворить спрос своих же потребителей. В последние месяцы жители южных регионов России и ряда других областей сообщали о проблемах с доступностью бензина и дизеля. Под угрозу попала уборочная компания, о чем говорилось в стенах Госдумы. Но поможет ли правительственная мера стабилизировать внутренний рынок? Смогут ли аграрии оперативно получить доступный дизель и как изменятся цены на топливо в ближайшее время? Об этом «МК» рассказали эксперты.

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ:

«На первом этапе временный запрет на экспорт приведет к видимым изменениям: внутренний рынок быстро насытится, а цены на бирже существенно снизятся. Другой вопрос, сколько продлится эта мера. Если ограничение будет действовать долго, возникнут риски дефицита топлива на внутреннем рынке. До сих пор примерно половину производимого дизеля компании отправляли на экспорт. России объективно не нужны все производимые объемы: в стране столько дизеля не потребляется. Сейчас, после введения ограничения на экспорт, все имеющиеся объемы будут направлены на внутренний рынок. Казалось бы — здорово! Но если ограничение продлится долго, придется либо останавливать НПЗ, либо перенастраивать их работу. Сколько потребуется времени на перенастройку, неизвестно. Если компании будут останавливать заводы, чтобы переориентировать производство на внутренний рынок, они не будут ничего производить. В результате мы не получим никакого бензина и дизеля - ни дорогого, ни дешевого. Но в краткосрочной перспективе все будет выглядеть хорошо, и задачи смежных отраслей будут выполнены: внутренний рынок стабилизируется, аграрии вовремя проведут необходимые работы (если железнодорожники топливо вовремя привезут). В целом же, насколько оправдана эта мера, большой вопрос.

Теперь с точки зрения доходов государства. Если мы сокращаем экспорт, то получается дефицит на мировом рынке, в результате чего растут цены. В итоге мы можем получить еще большую прибыль. Но опять же, главный вопрос в сроках действия ограничения».

Федор Сидоров, финансовый аналитик, основатель «Школы практического инвестирования»:

«Временным ограничением экспорта топлива правительство сможет достаточно быстро добиться снижения биржевых котировок: нефтяникам будет целесообразнее продавать продукцию на внутреннем рынке, и он быстро перенасытится. Аграрии смогут удовлетворить свои потребности, и уборочной компании ничего не будет угрожать. На рознице все это отразится едва ли – топливо на АЗС продолжит медленно, но верно дорожать. Однако затем наступят долгосрочные негативные последствия. НПЗ будут снижать объемы переработки, что повлияет на эффективность всей системы. Как итог – новый рост котировок. К тому же в начале сентября вдвое снизились выплаты по демпферу, а разница в цене между внешним и внутренним рынками составляет порядка 20 тысяч рублей за тонну. Так что хоть краткосрочно мера и сработает, но затем нужно будет как-то решить вопрос с серым экспортом топлива. Ну и возврат к росту биржевых цен неизбежно произойдет - в течение четырех-шести месяцев».

Автор: Людмила Александрова

Источник: МК, 21.09.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики