Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сколько газа экспортирует РФ в Европу в 2023 году и можно ли увеличить поставки

Сколько газа экспортирует РФ в Европу в 2023 году и можно ли увеличить поставки

В Евросоюзе никак не отреагировали на слова главы российского Минэнерго Николая Шульгинова, сказавшего, что только поставки из нашей страны могут снизить цены на газ в Европе. Россия открыта для переговоров по поставкам газа в Европу, готова увеличить их объем, но ждет предложений со стороны покупателя, заявил министр, выступая на Петербургском международном газовом форуме.

Почти одновременно с этим, в ЕС, подтвердили планы по отказу от российского газа, и уточнили, что его импорт в 2023 году не превысит 40-45 млрд кубометров. Причем говорить о какой-то работе ЕС по снижению зависимости именно от российского газа не приходится. Сегодняшние мощности прокачки нашего газа в Европу, не считая Турцию, составляют чуть более 30 млрд кубометров в год. За десять месяцев этого года в ЕС было отправлено 21 млрд кубометров российского газа. В оставшиеся два месяца, видимо, к этому объему добавиться еще 2-4 млрд кубометров. Оставшиеся 17- 22 млрд кубометров придется на российский сжиженный природный газ (СПГ), импорт которого в ЕС в этом году, как минимум, остался на уровне 2022 года (19,7 млрд кубометров).

То есть фактически в этом году ЕС заберет максимум российского газа, который возможно было импортировать при существующей инфраструктуре. При этом Европа действительно снижает потребление голубого топлива. Но делает это, несмотря на декларации, вынуждено, пользуясь в том числе, снижением промышленного спроса на газ из-за экономического спада.

Российский газ в Европе никто не запрещал, но "Северный поток" взорван (55 млрд кубометров газа в год), "Ямал-Европа" (33 млрд кубометров) недоступен из-за санкций и позиции Польши, а транзит через Украину невозможен в прежних объемах (40-60 млрд кубометров в год). Причем в отношении последнего есть угроза, что поставки совсем прекратятся после 2024 года, когда закончится срок действия транзитного договора между Россией и Украиной, а в Киеве уже неоднократно заявляли, что продлевать его не намерены.

При этом поставки газа в Европу, о чем сказал Николай Шульгинов, мы все же увеличить можем, хотя и не в прежних объемах. Во-первых, осталась одна неразрушенная линия "Северного потока 2", а это около 22,5 млрд кубометров в год. Во-вторых, как уже было сказано, "Ямал-Европа" остановлен, но цел. Суммарно это 55 млрд кубометров, что могло бы компенсировать остановку "Северного потока". Причем адресатом будет больше всех импортеров пострадавшая от подрыва газопровода Германия.

Но беда в том, что "Северный поток-2" так и не был сертифицирован, по европейски правилам он не может быть запущен. В критической ситуации, например, Германия могла бы их не выполнять или подойти к ним формально, но такой ситуации нет. Причем, поскольку "Северные потоки" пострадали от теракта, одна, оставшаяся целой, из четырех ниток обоих газопроводов должна быть тщательно проверен, что сделать, без участия стран в экономических зонах Балтийского моря которых уложена труба, невозможно. А там Польша, которой этот газопровод совсем не нужен.

Остается "Ямал-Европа", остановленный из-за взаимных санкций, но в абсолютно рабочем состоянии. Но он опять же проходит через территорию Польши, которой совсем не выгодно пропускать российский газ в Германию и способствовать экономическому развитию двух своих "заклятых соседей".

Как отмечает аналитик ФГ "Финам" Сергей Кауфман, ЕС ценой экономии может обходиться без поставок через "Ямал-Европу", в связи считаем вероятность возобновления прокачки крайне низкой.

Менее пессимистичен замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. По его мнению, сейчас возможны самые невероятные варианты. Хотя той же Германии, обладай она суверенитетом было бы проще договориться с Россией о запуске второй нитки "Северного потока 2", чем решать эти вопросы с Варшавой, считает он.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 04.11.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики