Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кишинев нашел оправдание своим неплатежам за российский газ

Кишинев нашел оправдание своим неплатежам за российский газ

Проверка молдавских долгов перед Россией попала в руки необъективных аудиторов

По словам президента Молдавии Майи Санду, у нее есть доказательства, что долг ее республики за российский газ, который Москва оценивает в $700 млн, составляет всего $9 млн. Выпад в сторону «Газпрома» молдавский лидер сделала неспроста: буквально накануне российский газовый концерн заявил, что привлеченные аудиторы не имели права выносить независимый вердикт. Потеря такой суммы не станет катастрофической для нашей страны, тогда как утрата Кишиневом надежного поставщика «голубого топлива» еще больше подорвет и без того дышащую на ладан экономику Молдовы. 

«Доказательства», согласно которым газовые долги Молдавии перед Россией составляют не $700 млн, а всего $9 млн, о которых говорит Санду, основаны на проведенной осенью проверке, осуществленной норвежской фирмой Wikborg Rein Advokatfirma AS и британской компанией Forensic Risk Alliance & Co Limited. Они были наняты Кишиневом, и именно их аудиторы подтвердили возможность процессуального снижения размера российских претензий.

Стоит напомнить, что задолженность, о которой идет речь, накопилась за предыдущие десятилетия: республика далеко не всегда вовремя расплачивалась за поставки, а свои денежные недостачи обещала вернуть в следующие топливные платежи. В 2021 году ситуация обострилась до предела. По оценке «Газпрома», основные обязательства Кишинева достигли $433 млн, а с учетом просрочки платежей общая сумма превысила $700 млн. Только после этого наша страна согласилась продлить контракт на поставку «голубого топлива» в сопредельную страну на следующие пять лет, взяв слово, что республика оперативно погасит долги и в дальнейшем будет своевременно оплачивать потребленные энергоносители.

Счетная палата Молдавии провела собственный аудит и сначала признала львиную долю обязательств, правда, снизив ее величину до $591 млн. Однако затем на помощь Кишинев призвал норвежских и британских аудиторов, которые заявили, что одна часть долга ($276 млн) документально не подтверждена, а еще $400 млн не подлежат взысканию, поскольку по этому займу истек срок давности.

Вынесенное Wikborg Rein и Forensic Risk резюме сразу же вызвало протесты со стороны «Газпрома», в котором посчитали, что доклад не может рассматриваться в качестве надлежащего итогового документа независимого финансового аудита, так как его исполнители имеют конфликт интересов с российской монополией и способны дать предвзятую оценку.

Несогласие «Газпрома» с выводами привлеченных Кишиневом аудиторов вполне объяснимо. Одним из основных условий проведения освидетельствования молдавских сырьевых обязательств, по словам эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, являлся совместный выбор ревизора, но в итоге заказчиком предпочтение было отдано малоизвестной норвежской компании Wikborg Rein Advokatfirma. На международном рынке эта компания заработала себе имя не успешными масштабными финансовыми расследованиями, а лишь участием в качестве одного из торговых оппонентов Москвы. В частности, в 2024 году скандинавская фирма была привлечена «Нафтогазом Украины» для юридических консультаций при сопровождении арбитражных производств по «Газпрому». За это норвежцы, по информации независимых источников, получили не менее $16 млн.

Добросовестность работы аудиторов, на работу которых не давала согласия Россия, вызывает сомнения не только у «Газпрома», но и у всех участников рынка, считает эксперт ИК «ИВА Партнерс» Артем Шахурин. «Объективность предъявляемого Россией размера долга Молдавии, равно как и справедливость скидки с обязательств, на которых настаивает Кишинев, должен определить беспристрастный суд. Правда, на такую инстанцию в существующей геополитической ситуации России рассчитывать не стоит.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 14.11.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики