Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензин заполнил баки

Бензин заполнил баки

Как изменится стоимость топлива после снятия эмбарго на экспорт

Рынок почти не отреагировал на отмену запрета на поставки бензина за рубеж. Биржевые цены на топливо остались прежними, несмотря на отмену запрета на экспорт за рубеж. Власти запретили компаниям экспортировать бензин в сентябре после нескольких месяцев бурного роста цен. За прошедшие два месяца нефтеперерабатывающие заводы сохраняли высокие объемы переработки сырья, и на рынке появился профицит бензина, заявили в Минэнерго. Запасы топлива составляют около 2 млн тонн.

Информация о том, что ограничения могут быть отменены, начала появляться в СМИ еще на позапрошлой неделе, и тогда биржевые цены на бензин подскочили на 3%. Что с ними будет теперь? И как изменятся цифры на заправках? Руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев считает, что в ближайшее время роста цен избежать удастся:

«Сейчас очень удачное время для отмены запрета, потому что за месяц производство бензина на российских НПЗ выросло почти на 100 тыс. тонн или 15%. Завершись плановые ремонты. Цены на нефть идут вниз, и это влияет на динамику экспортной альтернативы также, как и продолжающееся укрепление рубля, стабилизация курса на достаточно комфортных уровнях.

На рынке присутствует волатильность. Но если говорить глобально, вряд ли мы в ближайшие несколько недель увидим серьезный эффект от этого решения в части влияния на цены. Более значимым будет то, что происходит на мировом рынке нефти, продолжат ли снижаться цены, и какой будет спрос на экспортных рынках после восстановления поставок».

Оптовые цены на бензин шли вверх с весны, когда власти объявили о снижении компенсаций нефтяным компаниям за поставки на внутренний рынок. В августе взлетели и котировки дизельного топлива. С сентября снижение компенсаций вступило в силу, но из-за роста биржевых цен власти уже в октябре вернули прежние правила.

Не исключено, что после выборов давление на нефтяников ужесточится, из-за чего стоимость топлива пойдет вверх, говорит старший научный сотрудник Финансового университета Станислав Митрахович:

«Власть пыталась перешить "тришкин кафтан". Если вы латаете дыру на правом рукаве за счет того, что берете материал с левого, то проблема остается.

В условиях экспортной альтернативы, более выгодной, когда растут налоги, приоритетны интересы бюджета, еще и сделать так, чтобы не увеличивались цены на бензин, было невозможно.

Правительство как-то пыталось всем угодить, приняло решение по уполовиниванию демпфера, а потом оно фактически было признано неверным, и от него отказались. В данном случае пожертвовали доходами бюджета. Но мы же понимаем, что в текущих обстоятельствах бюджетные расходы в приоритете, поэтому вполне может быть, что через какое-то время мы опять вернемся к тому, чтобы увеличивать налоговую нагрузку на нефтяников. Но это может привести к росту цен на внутреннем рынке».

В Минэнерго подтвердили, что будут следить за ситуацией, и при необходимости запрет на экспорт топлива могут ввести вновь. С начала года бензин на заправках подорожал почти на 8%.

Источник: Коммерсантъ FM, 20.11.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики