Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты заявили, что потолок цен на российскую нефть спустя год не работает

Эксперты заявили, что потолок цен на российскую нефть спустя год не работает

При этом предельную стоимость топлива вряд ли пересмотрят в ближайшее время, считают опрошенные специалисты

Введенный год назад ценовой потолок на российскую нефть сейчас по сути не работает, однако вряд ли будет пересмотрен в ближайшее время, считают опрошенные ТАСС эксперты.

Страны ЕС, G7 и Австралия 5 декабря 2022 года одновременно с эмбарго с установили ценовой потолок на российскую нефть на уровне $60 за баррель, запретив подчиненным им судам и территориям перевозить морем и страховать нефть, продающуюся дороже этого уровня. С 5 февраля 2023 года аналогичные ограничения начали действовать на поставки нефтепродуктов из РФ, их предельная стоимость была определена на уровне $100 и $45 за баррель в зависимости от категории. Россия, в свою очередь, заявила, что не признает условия ценового потолка, а российские компании не будут поставлять нефть странам по этому механизму.

"Сейчас почти весь российский экспорт направляется в Азию. И отказ ЕС от покупки нефти в России привел к тому, что цены на российскую нефть сейчас формируются в Азии, а для азиатских покупателей введенные странами G7 ограничения, включая потолок цен, не являются важными и обязательными. Поэтому говоря о потолке цен, сейчас нет, он не действует, российская нефть продается по более высоким ценам", - заявил заведующий сектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. При этом он не исключил, что в будущем ситуация будет зависеть от колебаний мировых цен на нефть.

По данным Минфина РФ, средняя цена на нефть Urals в ноябре 2023 года составила $72,84 за баррель, а дисконт к North Sea Dated - $10,28.

"Фактически ограничения на поставки нефти не действуют, поскольку на рынке образуется дефицит, и потребители находят возможности "дотянуться" до российской нефти", - отметил руководитель нефтегазовой практики в области стратегического и операционного консалтинга Kept Максим Малков. При этом, по его словам, другие поставщики не могут оперативно заместить в Европе российское топливо: постепенно регион может заменить до 80% его поставками из США и Ближнего Востока, но с повышением цены.

Что с дисконтом на российскую нефть?

Все эксперты также согласны с тем, что ценовой потолок и эмбарго ЕС все же не прошли бесследно для нефтяной отрасли России. Традиционно российская нефть Urals торговалась с небольшим дисконтом к Brent. После ввода ограничений он резко вырос, но потом постепенно сократился до $10 за баррель. "В объемах российские нефтяники не потеряли, но временно потеряли в цене", - констатирует эксперт по фондовому рынку "БКС мир инвестиций" Игорь Галактионов.

"Ценовой потолок оказался эффективным в первые месяцы после его принятия, считает аналитик "Финама" Александр Потавин. "Тогда дисконт российской нефти Urals против бенчмарка Brent составлял около 30-35%. Затем Россия сумела наладить экспорт своей нефти в Китай, Индию, Турцию по ценам выше потолка", - сказал он. При этом объемы средств за нефть надо оценивать с учетом курса рубля, добавил эксперт.

По словам Кондратьева, сейчас ситуация улучшилась, и дисконты на базисе FOB (стоимость нефти до погрузки, не учитывает затраты на перевозку и страхование) в российских портах не превышают $14-15 за баррель. "Конечно, введенное ЕС эмбарго означает, что определенный дисконт для российской нефти сохранится и в будущем - просто из-за изменения географии поставок, сейчас мы везем нефть из портов Балтики в Китай 55-60 дней, тогда как раньше требовалось лишь 3-5 дней для доставки на Северо-Запад Европы, а значит, затраты на логистику объективно выше", - отметил эксперт.

Как считает Потавин, диапазон $10-12 за баррель - это минимальный дисконт, на который могут рассчитывать российские нефтяники. "Длинное транспортное плечо и необходимость в дисконте в целом, чтобы индийские покупатели были заинтересованы в покупке российской нефти, ограничивают дальнейший потенциал подорожания российской нефти", - сказал аналитик. При этом санкции сказываются на стоимости логистики, доступе к оборудованию и технологиям, а также приводят к удорожанию поставок нефти, добавил он.

В свою очередь ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович заявил, что в ноябре дисконт на российскую нефть вновь начал расти на фоне ужесточения давления на перевозчиков и страховщиков, работающих с российской нефтью, хоть и остается не таким высоким, как весной. По его словам, во второй половине ноября российская нефть Urals в порту отгрузки подешевела до примерно $60.

Что дальше

В целом опрошенные ТАСС эксперты считают, что ждать изменения уровня потолка цен в ближайшее время не стоит, в отличие от точечных попыток ужесточения санкций.

"На мой взгляд, в текущих условиях США и страны ЕС, скорее, возьмут паузу: потолок цен сейчас, когда цены на нефть на мировом рынке волатильны, а Urals торгуется лишь на $1-2 выше значений потолка цен, вряд ли будет повышен, это сразу приведет к сокращению дифференциалов для Urals и будет расценено рынком как "ослабление" санкционного давления. Снижение же потолка, как это предлагают некоторые страны Восточной Европы, приведет к тому, что он останется "сломанным" - ни трейдеры, ни импортеры не будут обращать на него внимание", - сказал Кондратьев. Между тем, по его словам, эксперты уже видят тренд на усиление санкционного давления на перевозчиков российской нефти, что влияет на ставки фрахта и ее стоимость.

"Сейчас страны G7 во главе с США ищут способы, как поддержать эффективность потолка цен, чтобы расширить дисконт на российскую Urals, однако в условиях ограниченных поставок эти усилия пока выглядят малорезультативными", - подчеркивает Галактионов.

По мнению Потавина, Евросоюз может усилить давление на компании и банки стран, неприсоединившихся к санкциям, однако полный отказ ЕС от российских энергоресурсов создаст проблемы для европейской экономики.

Источник: ТАСС, 05.12.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики