Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Проблемы украинской энергетики объяснили неадекватными реформами

Проблемы украинской энергетики объяснили неадекватными реформами

Реформы, которые власти Украины проводили в области энергетики, не подразумевали почти никакого обновления основных фондов и оборачивались кризисами, ростом неплатежей и снижением инвестиций. Об этом корреспонденту ИА Регнум 20 декабря заявил заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Ранее первый замглавы комитета по вопросам энергетики и ЖКХ Верховной рады Алексей Кучеренко признался, что его вгоняют в ступор оценки украинских энергетиков о состоянии украинского энергорынка.

Как полагает Фролов, к таким оценкам стоит прислушаться. По его словам, реформы, проводимые на территории Украины, были слабо связаны с обновлением основных фондов — как объектов генерации, так и электросетевого оборудования.

«С другой стороны, они были явно не вполне продуманы с финансовой точки зрения. К примеру, произошёл резкий рост платежей в условиях непрекращающегося экономического кризиса. Почти любая реформа в области электроэнергии вела к снижению собираемости, то есть к росту неплатежей. Рост неплатежей вышел далеко за пределы возможности поддержания системы в работоспособном состоянии. То есть при таком финансировании речь не шла о модернизации или развитии», — констатировал Фролов.

Также он напомнил, что с 2009 года на Украине реализовывалась программа развития возобновляемой энергетики. И при новых властях она продолжилась, причём ей стали уделять даже больше внимания. Однако проблема была не в том, чтобы ставить ветряки и солнечные панели, а в том, что неадекватно большую долю денежных средств, собираемых с рынка, отдавали возобновляемым источникам.

«Грубо говоря, вы занимаете два процента от производства, но получаете 8% денег. А это означает, что недополучают все остальные. Следовательно, этот фактор накладывается на рост неплатежей и снижение инвестиций в энергетику», — объяснил Фролов.

По его словам, ещё до 2022 года Украина сталкивалась с энергетическими кризисами. Последний крупный был во второй половине 2021 года, и связан он был с нехваткой угля на теплоэлектростанциях.

«Параллельно обострялся кризис периодических отключений из-за старения линий электропередачи, потому что со времён СССР в них не вкладывали достаточных средств», — подытожил энергетик.

В свою очередь, эксперт Финансового университета при правительстве и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков тоже считает, что на Украине сказывается хроническое недофинансирование местной энергетики.

«Такая проблема существовала давно. Но раньше был определённый запас прочности у всей энергосистемы за счёт того, что она изначально была большой. Много объектов энергогенерации, много сетевого хозяйства. В 2022 году, когда были нанесены удары по объектам электроэнергетики, запас прочности фактически оказался сведён к нулю», — заметил Юшков.

Поэтому сейчас украинская энергосистема, по сути, стоит на грани. Плюс, когда возникают скачки спроса, эта система, по словам Юшкова, переходит в режим самоуничтожения.

«Не хватает мощностей трансформаторов, сетевого хозяйства для того, чтобы удовлетворить спрос. И как выйти из такого положения без масштабной модернизации и финансовых вливаний, совершенно непонятно. Плюс даже те деньги, которые были выделены и из общего бюджета Украины, и из международной помощи, разворованы. Поэтому украинским чиновникам, ответственным за восстановление энергетики, было бы выгодно возобновление ударов по энергетическим объектам, потому что тогда на российские удары можно было бы списать то, что они разворовали», — подытожил он.

Источник: ИА Регнум, 20.12.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики