Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему США не пытаются снизить уровень потолка цен на нефть из России

Почему США не пытаются снизить уровень потолка цен на нефть из России

Условия выполнения price cap (потолка цен) для российской нефти ужесточаются. США обновили требования к компаниям, занятыми транспортировкой нашего сырья. При этом сам уровень потолка цены - 60 долларов за баррель - остался неизменным.

Многие консалтинговые и аналитические западные компании указывают, что именно уровень price cap требует корректировки. Его действие никак не удерживает цену российской нефти в пределах 60 долларов, а работает как понижающий коэффициент (удерживает повышенный дисконт, скидку на нефть из РФ). А стоимость ее больше зависит от мировых цен на нефть и бывает то выше потолка, то ниже него.

Не случайно группа конгрессменов США даже предложили вовсе отказаться от попыток ограничить цену российской нефти, поскольку механизм оказался абсолютно неэффективным, и перейти к ужесточению санкций против всего нашего энергетического экспорта. Проще говоря, поступить, как с Ираном, запретить покупать сырье из России.

Но американские власти пошли своим путем. Были обновлены и ужесточены требования к перевозчикам и покупателям российской нефти. Теперь они обязаны предъявить документы подтверждающие выполнения условий потолка цены при отгрузке или загрузке российской нефти в порту. Кроме того, станет обязательным предоставление всей информации о контрактах, связанных с российской нефтью, и данных о всей цепочке перевозчиков от первого порта отгрузки до последнего, где нефть получил покупатель. Также в санкционные списки попал еще один танкер и четыре компании из ОАЭ и Гонконга, заподозренные в нарушении условий price cap.

Причина, по которой США не идут на совсем уж жесткие меры понятна. В 2024 году в США пройдут выборы. Действующему американскому президенту Джо Байдену, если он хочет сохранить свой пост, позарез нужен дешевый бензин на американских АЗС, а цены на него в Америке напрямую зависят от нефтяных котировок. Кроме того, при Байдене сильно обмелели стратегические нефтехранилища США (на 40%, до 381 млн баррелей), интервенциями из которых он пытался сдержать рост цен на нефть на мировом рынке. Теперь их нужно заполнять. А для этого нужно покупать новое сырье и желательно, как можно дешевле.

Поэтому в Вашингтоне прекрасно понимают, что любая попытка ограничить экспорт нефти из России приведет к скачку котировок барреля. Более того, сейчас США даже выгодно, чтобы наша страна отправляла на мировой рынок, как можно больше своей нефти и нефтепродуктов. Это же касается и механизма потолка цен. Любая попытка снизить уровень потолка цены, может вызвать ответные действия со стороны нашей страны, что также приведет к росту цен. Мы и так уже ограничили экспорт и не продаем нефть и нефтепродукты импортерам, которые в контрактах ссылаются на правила price cap.

Поэтому США "работают" сейчас только с перевозчиками и покупателями нашей нефти. Их они могут гнобить сколько угодно, все эти действия лишь снижают цены на мировом рынке. Конечно, только до тех пор, пока впрямую не ограничивают торговлю и не вызывают ответные действия. В этом случае России, как экспортера нефти.

Но нам еще больше ограничивать поставки за рубеж тоже не выгодно. Сильное снижение экспорта приведет к падению добычи, а это уже всерьез может повлиять на доходы бюджета. С price cap мы уже как-то ужились.

Да, увеличился дисконт на российскую нефть, но объемы добычи и экспорта на очень высоком уровне, а ведь нам еще приходится выполнять обязательства по сделке ОПЕК+, говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

"У нас средняя отгрузка нефти морем - 3,5 млн баррелей в сутки, и это очень хорошие показатели, - отмечает эксперт. - Наша нефтяная отрасль продемонстрировала большую гибкость, решены вопросы с судами, со страховкой, с логистикой, с трейдингом. Периодически возникают разговоры о том, что мы не можем получить деньги за поставки в Индию, но откуда тогда берутся рекордные выплаты налогов в бюджет наших компаний? Если бы нам за товар не платил один из основных покупателей нашей нефти, этих средств для выплат в казну просто бы не нашлось", - поясняет Симонов.

По его мнению, главная ошибка ЕС и США, когда они принимали санкции против российской нефтяной отрасли - они сами исключили себя из механизма торговли нашей нефтью, думая, что он уникален и его невозможно заменить. Замена нашлась, торговля идет, и сейчас США могут только пытаться вставлять ей палки в колеса. Для нас это означает рост издержек, но это неизбежное зло. Сейчас на фоне активизации санкционной активности США эти издержки вырастают. Но, вспомним, в начале 2023 года дисконт на российскую нефть превышал 30 долларов за баррель, а сейчас идем максимум к 15 долларам за баррель. Это уже совсем другие потери, считает эксперт.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 22.12.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики