Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как нефтяная отрасль прожила прошлый год под санкциями США и ЕС

Как нефтяная отрасль прожила прошлый год под санкциями США и ЕС

То, что российская нефтяная отрасль в целом справилась с санкционным давлением, видно, в первую очередь, по доходам бюджета, которые идут с добычи и экспорта нефти. А они, хотя и немного снизились относительно прошлого года, который был рекордным, но находятся на уровне 2021 года и уже выше (за 11 месяцев), чем в 2020 и 2019 году.

Как отметил в конце декабря вице-премьер Александр Новак, нефтегазовые доходы ожидаются на уровне примерно 9 трлн рублей, что сопоставимо с уровнем 2021 года, но на 2,6 трлн рублей ниже, чем в 2022 году.

По словам руководителя Минэнерго Николая Шульгинова, ожидается, что в 2023 году добыча нефти в стране составит около 523 млн тонн, может быть чуть ниже. В 2022 году было добыто 535 млн тонн. Снижение небольшое и вероятнее всего связано с обязательствами России в сделке ОПЕК+.

Экспортные потоки нефти и нефтепродуктов были переориентированы из Европы, ранее главного потребителя нашего сырья и топлива, на Восток. Основными покупателями стали Китай и Индия, на них пришлось 90% поставок.

Но почивать на лаврах не приходится, санкции в 2024 году никто не отменяет, они продолжают действовать. И проблемы, связанные с ними, остаются. Это, в первую очередь, потолок цен на нефть - 60 долларов за баррель, и нефтепродукты - 100 долларов за баррель бензина и дизельного топлива, и 45 долларов за баррель мазута. В 2023 году цены российское сырье во второй половине года преодолели эти ограничения, но не избавились от их влияния. Дисконт на нашу нефть продолжает существовать и в ноябре-декабре после сокращения до 10 долларов опять вырос до 15 долларов за баррель. Ранее наша нефть Urals торговалась на рынке со скидкой 1-3 доллара за баррель относительно эталонной марки Brent.

А что делает существующий дисконт? Он сокращает возможные доходы бюджета и прибыль нефтяных компаний. Причем они платят налоги в казну не только с добычи (налог на добычу полезных ископаемых - НДПИ - выплачивается с объемов производства, но остальные налоги, а для госкомпаний еще и дивиденды государству, как акционеру, платятся с финансовых результатов).

"У нас сейчас средняя отгрузка нефти морем - 3,5 млн баррелей в сутки, и это очень хорошие показатели, - говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. - Наша нефтяная отрасль продемонстрировала большую гибкость, решены вопросы с судами, со страховкой, с логистикой, с трейдингом. Периодически возникают разговоры о том, что мы не можем получить деньги за поставки в Индию, но откуда тогда берутся рекордные выплаты налогов в бюджет наших компаний? Если бы нам за товар не платил один из основных покупателей нашей нефти, этих средств для выплат в казну просто бы не нашлось", - поясняет Симонов.

Последние санкции США против перевозчиков нашей нефти и топлива показали, что они на некоторое время могут повлиять на величину дисконта. Как отмечает гендиректор аналитического агентства "Бизнесдром", председатель комитета "Опора России" по финрынкам Павел Самиев, отдельный риск для России - охота за нашим "теневым флотом" с целью нарушить нашу логистику экспорта. Это работает, когда другие меры не особенно эффективны. Правда, по его мнению, в долгосрочном периоде, это не драматично снизит российский экспорт, и точно не будет воздействовать понижательно на цены, скорее, даже наоборот.

Как отмечает Симонов, раньше был швейцарский трейдер, греческий перевозчик, лондонский страховщик, а сейчас ситуация поменялась. Появились другие компании, нашлись другие флаги для судов. Кстати, греки еще остались, но их участие в перевозках российской нефти серьезно сократилось. Причем мы называем эти суда серым (теневым) флотом, но на самом деле все официально. Они внесены в морские реестры. Что касается трейдеров они есть в Эмиратах в Гонконге. Именно против них направлены новые санкции США. Но появятся новые трейдеры, потому что сама технология уже известна и понятна.

При этом мы остаемся зависимы от двух крупнейших покупателей нашей нефти - Китая и Индии. Это не то, чтобы плохо, но в некоторой степени делает нас уязвимыми, поскольку санкции дают Пекину и Дели, как покупателям нашей нефти, дополнительный рычаг давления на наши компании, чтобы добиваться дополнительных скидок и преференций. Поэтому, можно констатировать, что 2023 год мы прошли с хорошими показателями, но говорить о победе над санкциями рано.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 02.01.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики