Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > СПГ ускользает из рук Европы: почему трубопроводный газ надежнее?

СПГ ускользает из рук Европы: почему трубопроводный газ надежнее?

В результате изменения маршрута поставок сжиженного газа могут вырасти цены почти на пятую часть импортируемого Евросоюзом СПГ. 

Постоянные атаки йеменских хуситов на торговые суда в Красном море заставили ряд судовых компаний скорректировать маршруты поставок товаров, некоторые страны и вовсе вынуждены были отказаться отправлять свою продукцию через опасное море.
 
Так, после начала атак дронов и беспилотников хуситов перевозки сжиженного газа в Красном море сократились почти на 95%, и единственными странами, которые отправляли свой СПГ в Европу через Красное море, до недавнего времени были Катар и Россия. Однако накануне стало известно, что Катар решил обходить Суэцкий канал и перенаправить свой товар в Европу маршрутом в обход Африки, через мыс Доброй Надежды.
 
До этого ряд СМИ утверждал, что Катар и вовсе прекратит поставки СПГ в Европу из-за наличия опасности в Красном море и финансовых издержек в случае изменения маршрута.
Эксперты подсчитали, что в результате изменения маршрута поставок сжиженного газа могут вырасти цены почти на пятую часть импортируемого Евросоюзом СПГ.

Останется ли Европа без СПГ?

Катар будет оценивать риски и ситуацию с поставками своего сжиженного газа на мировые рынки в режиме реального времени, и у него есть два варианта сбыта своего СПГ, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности России Игорь Юшков.
 
"Катар не то чтобы отказывался поставлять СПГ в Европу, он скорее говорит о том, что будет держаться подальше от Йемена и не будет заходить в Красное море. А дальше два варианта: либо СПГ пойдет вокруг Африки, через мыс Доброй Надежды, и, соответственно, это порядка двух недель дополнительной дороги. Либо Катар просто будет продавать весь свой объем СПГ на азиатском рынке. Катар может оценивать в режиме реального времени, что ему выгоднее – продавать в Европу с учетом того, что имеются дополнительные затраты за счет обхода Африки, либо в Азию", – сказал Юшков Sputnik Азербайджан.
 
По его словам, сейчас стоимость газа на азиатском и европейском рынках примерно одинаковая, и, учитывая это, Катару проще будет отправить СПГ в Азию. Соответственно, в Европе освободится доля для поставщиков, и европейские потребители будут покупать больше российского топлива с проекта "Ямал-СПГ".
 
Поэтому здесь можно будет наблюдать частичное разделение рынков, когда Катар будет поставлять больше газа в Азию, а в Европе его долю рынка займут российские проекты, считает эксперт.

Как скажется на Европе рост цен?

По мнению Юшкова, если в Европе из-за ситуации в Красном море будет не хватать газа, то на европейском рынке вырастут цены на данный вид топлива и Европа будет конкурировать за СПГ с Азией.
 
"В Азии цены будут ниже, а европейцы дадут цену как в Азии, плюс заплатят за возросшую стоимость доставки. Тем самым будет наблюдаться конкуренция за доступный СПГ", – отметил эксперт.
 
В то же время европейские компании могут извлекать больше газа из подземных газохранилищ (ПГХ) в зимний период, уменьшить текущий импорт и за счет этого пройти нынешний отопительный сезон, "проедая" газовые запасы.
 
"Однако никакой катастрофы на европейском рынке ожидать не стоит, так как в Европе заметно сократилось потребление газа – на 60 млрд кубометров в 2023 году. И у них сейчас цены весьма сбалансированы, около $300-330 за 1 тыс. кубометров", – подчеркнул эксперт.
 
При таких ценах даже подорожание газа за счет нарушения логистики выглядит довольно приемлемым для Европы, считает Юшков.
 
"Да, подорожание газа может подорвать экономическое развитие Европы, там как раз начинается экономическая рецессия, но тем не менее Европа не умрет от этого", – считает он.
В целом, отметил собеседник Sputnik Азербайджан, ситуация на Красном море показывает уязвимость поставок СПГ.
 
"Действительно, в этом плане трубопроводные поставки выглядят надежнее, но везде есть свои плюсы и минусы. Как известно, и на газопроводах бывают проблемы – Украина, например, закрыла один из двух газопроводов РФ для поставки газа в ЕС. Или взрывы на "Северных потоках". Поэтому везде есть плюсы и минусы. Но другой вопрос заключается в том, что, как правило, по трубопроводу идет газ по долгосрочным контрактам и по ним не возникает ситуации, когда газ могут "переманить" другие импортеры и он не попадет на рынок покупателя, как это бывает с СПГ", – резюмировал Юшков.
 
Автор: Айгюль Тагиева
 
Источник: Sputnik Азербайджан, 17.01.2024 

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики