Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ограничит ли Россия экспорт нефтепродуктов и чем это чревато для рынка Азербайджана

Ограничит ли Россия экспорт нефтепродуктов и чем это чревато для рынка Азербайджана

Часть бензина марки АИ-95, потребляемого на внутреннем рынке республики, импортируется в страну, в том числе и из РФ. 

После того как на одной из установок на нефтеперерабатывающем заводе компании "Лукойл" в Нижнем Новгороде возникли технические проблемы, ряд СМИ сообщил, что правительство РФ может ввести ограничения на экспорт нефтепродуктов.
 
Российское издание "Интерфакс" пишет, что "Лукойл" попросил у Минэнерго РФ скорректировать график производства компанией нефтепродуктов и объемы продаж. Кроме того, компания уже прекратила экспорт бензина, чтобы перенаправить его на внутренний рынок.
 
Следует отметить, что Азербайджан закупает бензин, в том числе и в России и возможное ограничение поставок может оказать влияние на рынок нефтепродуктов республики.

Запрет на экспорт не решит проблему

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович считает, что правительство РФ не будет ограничивать экспорт нефтепродуктов.
 
"Я пока не ожидаю ограничения на вывоз бензина хотя бы потому, что Россия в принципе мало его экспортирует. В лучшее время это было порядка 10-15% от того, что производилось. Это небольшие объемы. Дизеля экспортируется больше - примерно половина из того, что выпускается в стране", - сказал Митрахович Sputnik Азербайджан.
 
По словам эксперта, в последние месяцы Россия отправляет на экспорт бензина еще меньше из-за повышения спроса на внутреннем рынке и по той причине, что правительство РФ недавно вернуло демпфер (выплаты правительства компаниям) в полном объеме.
 
"То есть компаниям снова выгодно продавать нефтепродукты на внутреннем рынке, и поэтому вряд ли сейчас будут какие-то ограничения на экспорт", - отметил Митрахович.
 
То есть, добавил эксперт, Россия решать проблему, которая возникла на НПЗ "Лукойла", через запрет на вывоз не будет. К тому же, даже когда в сентябре прошлого года был запрет на экспорт, он действовал совсем недолго, подчеркнул он.
 
"Такие меры (ограничение экспорта - ред.) если и применяются, то только на непродолжительное время. В принципе, проблему на НПЗ решат путем ремонта или замены оборудования либо на китайское, либо на российское, и ситуация выправится через несколько недель", - считает собеседник Sputnik Азербайджан.

В Азербайджане бензин в этом году не подорожает

В Азербайджане цены на нефтепродукты контролируются правительством и Тарифным советом. То есть именно правительственное решение влияет на цены на нефтепродукты, а не конъюнктура рынка, сказал экономист Натик Джафарли.
Так, отметил эксперт, была ситуация, когда во всем мире нефть дешевела, а в Азербайджане цены на нефтепродукты, особенно дизель и бензин АИ-92, не снижались.
 
"Только цены на бензин марок АИ-95 и АИ-98 формально регулируются с помощью рыночных инструментов. Но это тоже формально, потому что там на рынке присутствует только один игрок - Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR), которая привозит и диктует цены", - отметил Джафарли в беседе со Sputnik Азербайджан.
 
По словам экономиста, часть бензина марки АИ-95 импортируется в страну, в том числе и из России. По этой причине, в случае введения ограничений на экспорт в РФ, в этом сегменте в Азербайджане могут возникнуть проблемы, а остальные виды нефтепродуктов вряд ли зависят от рыночных колебаний.
 
"Если правительство Азербайджана и Тарифный совет примут такое решение, то цены поднимутся. Но в этом году в республике череда предвыборных периодов - ожидаются президентские, парламентские и муниципальные выборы. Не думаю, что в этот период правительство повысит цены в чувствительных для населения секторах", - резюмировал эксперт.
 
Автор: Айгюль Тагиева
 
Источник: Sputnik Азербайджан, 18.01.2024

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики