Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Индия не отказывается от нефти из России, но хочет скидку

Индия не отказывается от нефти из России, но хочет скидку

Индия снижает закупки российской нефти, сообщает Bloomberg и Reuters. При этом по данным аналитической компании Kpler, которые приводит тот же Bloomberg, в марте индийский импорт российской нефти составляет 1,8 млн баррелей в сутки (б/с) - максимальный показатель с июля прошлого года. По-видимому, пока можно говорить не о снижении экспорта российской нефти в Индию, а о сложностях, появившихся в нашей торговле с этой страной.

Проблемы связывают с санкциями США против судов, перевозящих российскую нефть, и требованиями G-7 соблюдать потолок цен на нее (60 долларов за баррель). Сейчас дисконт на нашу нефть для индийских покупателей составляет 2-4 доллара за баррель, то есть она продается по цене около 80 долларов за баррель. В начале 2022 года дисконт доходил до 30 долларов за баррель.

Но официальных данных от индийской таможни пока нет. Известно, что в феврале, Индия сократила почти до нуля импорт восточносибирской нефти ESPO, потом отказалась от сахалинского сорта Sokol. Но их Индия закупала в незначительных объемах, а сейчас речь пошла о нашей основной экспортной марке - Urals. Правда, не совсем понятно, как проблемы с торговлей, о которых сообщают СМИ, вяжутся с рекордными за полгода показателями импорта нефти из России.

Индия отказывается принимать в своих портах танкеры из sdn-листа (санкционный список), ограничивая поставки из России, поясняет старший эксперт Института энергетики и финансов Михаил Журавлев. Он также считает, что соблюдение санкций США вредит индийским нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ), поскольку Urals по-прежнему наиболее выгодное предложение на рынке, если не считать ограниченные поставки венесуэльской нефти. В декабре 2023 года дисконт Urals к арабским сортам составлял 7-8 долларов за баррель, а к американской нефти WTI - более 10 долларов за баррель. 

По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, до публикации данных индийской таможни говорить о серьезных проблемах с экспортом в Индию рано. Возможно, какое-то сокращение было, об этом можно судить из данных китайской таможни. В феврале этого года наши поставки нефти в Китай составили 9 млн тонн. Это не рекорд, но в прошлом году было 7,5 млн тонн. Правда, в том феврале было на один день меньше. Сейчас есть два крупных покупателя российской нефти, и часть экспортного потока была перенаправлена с одного рынка на другой.

В основе проблем с экспортом в Индию, конечно, лежат санкции, но не в том смысле, что они перекрыли наши поставки, отмечает эксперт. Санкции дали повод Индии поторговаться за дополнительные скидки на российскую нефть. Поэтому ситуация сознательно драматизируется самими индусами, в том числе и через прессу. 

Здесь достаточно вспомнить, что это совсем не первый "отказ" Индии от российской нефти. Схожая история произошла в апреле 2022 года, крупнейшая нефтеперерабатывающая индийская компания Indian Oil Corporation отказывалась закупать российское сырье. Сейчас именно она же отказываются принимать нашу нефть, перевозимую танкерами "Совкомфлота", которые попали в sdn-лист.

С точки зрения Симонова, нам опять придется обходить все эти запреты и санкции, но мы уже знаем, как все это делать, и все это требует времени и увеличивает издержки. Эксперт уверен, что рынок все равно победит, наша нефть продолжит экспортироваться в Индию. Учитывая работу ОПЕК+, на мировом рынке сейчас не может возникнуть большого избытка нефти. А Индии наша нефть выгодна.

Журавлев считает, что наш экспорт нефти в Индию будет снижаться. В sdn-лист попала вся компания "Совкомфлот", а не отдельные танкеры, что еще больше усложняет логистику. Нефтяные компании будут вынуждены пользоваться западным танкерным флотом и следовать потолку цен, что сократит маржинальность экспорта. Из альтернативных вариантов возможно - расширение теневого флота и регистрация танкеров на новые одноразовые компании и дипломатические переговоры с Индией, которое может сделать выбор в пользу экономики, а не политики. Особенно, когда цены на нефть вырастут и вновь сделают нефтепереработку в Индии убыточной из-за фиксации цен на топливо на местном рынке, уточняет эксперт.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 26.03.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики