Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Перспективы и ограничения для «Южного транспортного коридора»

Перспективы и ограничения для «Южного транспортного коридора»

На днях пришли сразу две новости о подвижках в реализации идеи «Южного транспортного коридора». Во-первых, Совет Европейского союза (Совет Министров) одобрил мандат Еврокомиссии на проведение переговоров с Азербайджаном и Туркменией о строительстве Транскаспийского газопровода. По нему, если проект будет реализован, туркменский газ будет транспортироваться через Азербайджан и Грузию в Турцию, а оттуда – в Европу. Во-вторых, французская компания Total объявила об обнаружении крупного газового месторождения «Апшерон» на азербайджанском шельфе Каспийского моря. Объем новых запасов пока неизвестен, но уже существуют предварительные оценки: 300–350 млрд кубометров газа и 40–50 млн тонн газового конденсата.

Однако есть серьезные сомнения в том, что упомянутые новости означают реальный прогресс «Южного транспортного коридора». Азербайджан, как и Туркмения, пытаются убедить всех потребителей в наличии у себя возможности резко увеличить добычу и поставлять газ в течение многих десятилетий. Но реальных, признанных на международном уровне доказательств серьезного приращения запасов до сих пор нет. Например, туркменские оценки относительно собственных запасов «голубого топлива» серьезно отличаются от тех данных, которые показывают авторитетные статистические отчеты ВР. Посмотрим, как следующим летом ВР отреагирует на новые «открытия» в Азербайджане. В любом случае на азербайджанский газ претендует сразу столько много проектов (помимо Nabucco это ITGI, TAP, AGRI, White Stream, российские предложения), что ресурсов для них для всех однозначно не хватит.

Много сомнений и относительно реальной готовности ЕС добиться строительства Транскаспийского газопровода вопреки воле Москвы. Каспий до сих пор не поделен между прибрежными странами. Вероятно, вскоре предстоит масштабная «война интерпретаций» международного права относительно норм работы в Каспийском море. Случай этот довольно запутанный – в частности, неясно, будет ли применяться к «морю-озеру» международное морское право и соответствующая конвенция ООН от 1982 года.

 Многое будет зависеть не только от отношений между Москвой и соседями по Каспию и между Москвой и Брюсселем. Иметь значение будут и сложные отношений между самими малыми государствами Каспия, которые далеки от идеальных. У того же Баку продолжается спор с Ашхабадом за месторождение Кяпаз (в Туркмении известно как Сердар). Но отношения этих двух стран все же улучшились. Зато Иран препятствовал азербайджанским нефтяным разработкам в спорной территории уже между этими двумя странами, заодно обвиняя Баку в «милитаризации Каспия», в том числе в военном сотрудничестве с американцами. Идут споры и по вопросу обеспечения гражданских прав огромной (около 20 млн) диаспоры этнических азербайджанцев в Иране.

Не говоря уже о том, что Иран является потенциально главной угрозой для экспортных планов Азербайджана и Туркмении на ближайшие 10-15 лет. Поскольку в случае нормализации отношений с Западом Тегеран благодаря своим запасам способен очень быстро изменить весь расклад сил на европейском (и не только европейском) газовом рынке. Подобные конфликты и опасения препятствуют достижению каспийскими странами консенсусных позиций, а заодно и снижают шансы на реализацию проектов вроде Транскаспия.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики