Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Запрет экспорта бензина стал опасен

Запрет экспорта бензина стал опасен

Минэнерго предлагает вернуть экспорт бензина, чтобы избежать его дефицита на нашем рынке, заявил вице-премьер Александр Новак. Притом вводили этот запрет с аналогичной целью – чтобы не допустить дефицита и следом роста цен. Как так получается, что для борьбы с дефицитом бензина нужен то запрет, то разрешение на его экспорт?

Министерство энергетики РФ обратилось к правительству с просьбой временно разрешить экспорт бензина, чтобы впоследствии избежать дефицита, заявил вице-премьер Александр Новак. По его словам, сейчас топливный рынок страны перенасыщен. Поэтому правительство готово рассмотреть временную отмену запрета.

Запрет на экспорт бензина ввели с 1 марта 2024 года на шесть месяцев, чтобы предотвратить возникновение его дефицита и рост цен на бензин. Угроза такая возникла, потому что Россия столкнулась с атаками украинских беспилотников на российские НПЗ и вынужденным уходом заводов на ремонт. А еще до атак в конце декабря сломался Нижегородский НПЗ «Лукойла», а это крупнейший завод по производству бензина в России, на котором производилось 10% от всего производства бензина в стране. Примерно столько же – 10% – шло на экспорт.

Нижегородский НПЗ еще не заработал, и когда это произойдет, точно не ясно. Однако были сообщения, что это может случиться в мае или до конца июня.

«В заявлении Новака можно найти аппаратную логику. Новаку важно было продемонстрировать успешную работу предыдущего состава правительства в перспективе переназначения. А сообщение о переизбытке на топливном рынке и возможной отмене запрета экспорта доказывает, что ситуация стабилизирована, а значит, правительство сработало успешно», – говорит Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности.

Однако эксперт не исключает, что правительство заговорило об отмене запрета на бензин также на фоне того, что на рынок скоро должны вернуться из ремонтов Нижегородский НПЗ и ряд других заводов. 

«Возможно, сейчас запрет на экспорт бензина является сдерживающим фактором для возобновления работы Нижегородского НПЗ. Потому что если топливный рынок уже профицитный, значит, топливные хранилища заполнены, и запускаемому крупнейшему заводу некуда будет девать собственные объемы выпуска бензина.  

Плюс запускаются ряд других НПЗ, например Туапсинский НПЗ, который пострадал от атаки беспилотника», – рассуждает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности.

Переизбыток предложения, по его мнению, мог возникнуть из-за того, что в марте-апреле не было повышенного спроса на бензин: даже с учетом неработающего Нижегородского НПЗ излишки могли образоваться просто из-за того, что еще не начался автомобильный летний сезон.

«Введенный в марте запрет на экспорт бензина позволил относительно быстро насытить внутренний рынок после внеплановой остановки некоторых НПЗ. Помог также рост импорта бензина из Белоруссии и использование уже имеющихся запасов топлива. Сейчас статистика показывает, что производство бензина достаточно быстро восстанавливается. Это подтверждается и соответствующим снижением оптовых цен на бензин», – говорит старший директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Филипп Мурадян.

Цены на бензин продолжают снижаться на бирже. АИ-92 во вторник снизился на 0,87%, до 45 686 рублей за тонну. АИ-95 снизился на 0,20%, до 51 722 рубля за тонну.

Если на рынке возникает ситуация, когда бензин некуда девать, то возникает необходимость либо сокращать объем переработки нефти, либо разрешать экспорт бензина.

С одной стороны, переизбыток предложения бензина выгоден потребителям-автомобилистам, так как приводит к снижению цен на бензин на бирже и сдерживанию цен на заправках. Однако, с другой стороны, сильный профицит тоже может быть опасным.

«Нефтяники не просто понесут убытки, а им придется перенастраивать свою работу НПЗ, если не будет новых атак и повреждений заводов и девать бензин будет некуда. А доходить до этого сценария никто на самом деле не хочет – ни сами нефтяники, ни власти. Потому что непонятно, насколько заводы закроются для перенастройки производства, все ли пройдет нормально, не пострадает ли выпуск других нефтепродуктов? Нефтяники понесут экономические потери, а значит, в итоге и государство. Поэтому проще снять запрет на экспорт бензина», – объясняет Игорь Юшков

«Падение внутренних оптовых цен на бензин ниже определенного уровня способно сделать невыгодным его производство и может спровоцировать переключение НПЗ на выпуск нефтепродуктов, чей экспорт не запрещен. Чтобы избежать рукотворного дефицита бензина, правительство и рассматривает возможность снятия запрета на экспорт», – объясняет Мурадян. 

Если действительно есть основания полагать, что может сформироваться серьезный переизбыток предложения, то власти поддержат предложение Минэнерго о снятии запрета. «Правительство опробовало инструмент введения запрета на экспорт еще в 2023 году и теперь наверняка будет им пользоваться регулярно по мере необходимости. Правительство и дальше будет мониторить ситуацию на топливном рынке. И если вдруг будет снова поврежден какой-то НПЗ и возникнет хотя бы только угроза возникновения дефицита, то правительство тут же вернет запрет на экспорт бензина», – полагает Юшков.

Он не исключает, что в более отдаленной перспективе власти могут автоматизировать вопрос запрета или отмены запрета на экспорт топлива, привязав его к рыночным индикаторам, например к темпам роста стоимости бензина на бирже: если на бирже сильно подорожал бензин, то, значит, в следующем месяце вводится запрет экспорта. Как, например, сейчас, если топливо за месяц дорожает на 25%, то государство не выплачивает нефтяникам в рамках демпферного механизма, так как компании и так заработали на высоких ценах. Но пока этот вопрос с экспортом бензина будут решать в ручном режиме.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 08.05.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики