Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что может измениться в российском нефтегазе при новом правительстве

Что может измениться в российском нефтегазе при новом правительстве

Новый национальный проект "Эффективная и конкурентная экономика" должен быть сформирован в ближайшие несколько месяцев, заявил исполняющий обязанности вице-премьера Александр Новак на заседании комитета Госдумы по энергетике.

Новак предлагает развернуть новую модель экономического роста - экономику предложения, которая позволит создавать стимулы для развития нашей страны.

Изменения не могут не затронуть и нефтегазовую отрасль. Как отметил в беседе с "РГ" заместитель председателя Комитета ГД по энергетике Юрий Станкевич, топливно-энергетический комплекс (ТЭК) остаётся флагманом отечественной экономики в среднесрочной перспективе.

Цифры говорят сами за себя - 20% ВВП, более трети всех инвестиций и доходов федерального бюджета формирует ТЭК. Ситуация в ключевых отраслях (нефтегазовой, электроэнергетической) будет находиться в зоне повышенного внимания новых членов Правительства, курирующих данные направления. 

Причины на поверхности - основной санкционный удар в последние два года был направлен против российской энергетики. Эффективно противостоять давлению, корректируя стратегии развития с учетом национальных интересов, возможно только посредством системного диалога между регуляторами и организациями ТЭК.

Задачи отрасли остались практически неизменными. По словам Новака, это обеспечение внутреннего рынка топливом, углем и энергией. Укрепление экспортного потенциала с переориентацией поставок в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), Африки и Ближнего Востока. А также продолжение модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), объектов электрогенерации, строительства нефтехимических предприятий, развития возобновляемой энергетики, газификации и социальной догазификации. 

Но может измениться подход. Сам термин "экономика предложения" подразумевает снятие различных регуляторных барьеров для товаров и эффективное стимулирование производства и конкуренции на рынке, в том числе, за счет снижения налоговой нагрузки.

Как отмечает Станкевич, отечественная нефтяная отрасль, несмотря на внешнее давление, работает в условиях крайне высоких налоговых изъятий и социальной нагрузки. Применение демпферного механизма (выплатам нефтяникам из бюджета частичной компенсации за поставки топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных) позволяет удерживать цены на нефтепродукты на розничном рынке в пределах уровня официальной инфляции. Указанный механизм доказал свою эффективность и будет сохранен. При этом Правительству предстоит решить нетривиальную задачу: обеспечить значительный уровень инвестиций в геологоразведку углеводородов, балансируя между фискальной и стимулирующей функциями налоговой системы.

По мнению Главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, сейчас речи о снижении налогов даже не идет. В первую очередь нефтегазовая отрасль нуждается в предсказуемом, неизменяемом в среднесрочной перспективе налоговом режиме. Правила игры меняются очень часто. Это мешает развитию отрасли, мешает инвестициям. К этому же можно отнести правила работы внутреннего рынка топлива, с запретами экспорта и корректировками демпфера. К этому же можно отнести неопределенность с определением цены нашей нефти Urals, исходя из которой рассчитывается объем налогов для российских нефтедобывающих компаний. Пока это все регулируется в ручном режиме, что мешает развитию отрасли и рынку в целом, считает эксперт.

Схожая точка зрения у доцента Финансового университета при Правительстве РФ Валерия Андрианова. Он считает, что есть надежда, что во главу угла теперь будет поставлено не наращивание нефтегазовых доходов бюджета, а именно перенаправление основных потоков энергоресурсов на внутренний рынок. Это нужно для развития экономики, транспортных сетей, повышения численности и уровня жизни населения. Надо создавать новые стимулы для нефтепереработки, так как прежние были "заточены" именно на расширение экспорта. То же самое касается и газовой отрасли. Наличие больших газовых ресурсов - важное конкурентное преимущество России. Если же мы относимся к внутреннему рынку как к неприбыльному и "остаточному", и пытаемся любой ценой сохранить экспортную ориентированность газовой промышленности (думая лишь о том, как найти замену европейскому направлению поставок), то мы сводим это конкурентное преимущество к нулю. Нужны стимулы для потребителей газа (как промышленности, так и населения), а также создание выгодных условий и конкуренция нефтегазовых компаний для работы на внутреннем рынке.

Но, как замечает заместитель председателя набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев, государственная концепция развития ТЭК едва ли поменяется. Здесь остаются только крупные компании. Стимулирования малых и средних компаний нет ни на уровне добычи, ни на уровне переработки, ни на уровне реализации. Безусловно, конкуренция будет поддерживаться на уровне АЗС, поскольку количество независимых заправок пока больше, нежели принадлежащих крупным государственным или частным нефтяным компаниям. Но общая тенденция на укрупнение операторов добычи и переработки сохранится. Пока налоговая система не дает каких-либо шансов для развития независимой добычи, переработки или реализации, считает эксперт.

По его мнению, сейчас, в первую очередь, нужно определиться со стратегией развития топливного рынка России в отношении механизмов ценообразования на нем и использования альтернативных видов топлива. В глобальном смысле пора решить, к чему мы идем, либо к государственному регулированию, или мы все-таки развиваем биржевую торговлю и срочный рынок.

Если подводить итог сказанному, то видно, что никто из экспертов не ждет серьезных послаблений в налоговой политике для нефтегазовых компаний. Но при этом есть огромный запрос на стабильность фискальных условий для отрасли и решения технических моментов, связанных с работой внутреннего рынка и правилами экспорта.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 13.05.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики