Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Турецкие риски для ЕС и РФ

Турецкие риски для ЕС и РФ

В последние годы Турция стала претендовать на роль главного регионального газового «диспетчера», управляющего важнейшими транзитными потоками. Амбиции Анкары имели под собой вполне серьезные материальные основания, ведь практически все недавно реализованные трубопроводные проекты, как и запланированные на будущее, проходят через территорию Турции (либо по ее исключительной экономической зоне в Черном море). Это касается как проектов, инициированных или поддержанных Россией (Blue Stream, South Stream, Самсун-Джейхан), так и инициированных Евросоюзом (трубы Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзерум, Nabucco и иные проекты в рамках «Южного транспортного коридора»).

Увлекшись борьбой друг с другом, Россия и ЕС (при поддержке США) фактически сами дали турецкой стороне все карты в руки и ускорили реализацию зревшей несколько лет концепции «неоосманизма». Суть этой идеологии заключается в придании Турции статуса главной региональной сверхдержавы, которая должна иметь преобладающее влияние на всех территориях, ранее входивших в Османскую империю (арабских, кавказских, балканских). Нынешний правящий в Турции умеренно-исламистский триумвират (премьер Эрдоган, президент Гюль и министр иностранных дел Довутоглу) представляет собой людей более чем амбициозных в аспектах геоэкономики и геополитики.

Отметим хотя бы недавние жесткие требования Анкары к Европе не допустить председательства Кипра в ЕС или требования Эрдогана к правительству Германии обеспечить для детей турецкой общины страны изучение турецкого языка в немецких школах как первого и главного. Отметим и до сих пор не выданное России (несмотря на многочисленные обещания) разрешение на прокладку труб South Stream в исключительной экономической зоне Турции в Черном море. Существуют и сомнения относительно выгоды для России контракта по строительству АЭС в Турции, окупаемость которой затянется в лучшем случае на десятилетие. Не бесспорен, мягко говоря, и проект нефтепровода Самсун-Джейхан, который не дает возможности российскому нефтяному экспорту на южном направлении миновать турецкую территорию (для чего ранее задумывался проект Бургас-Александруполис). Все эти моменты заставляют еще раз задуматься в том, насколько в долгосрочном плане оправданы попытки ЕС и РФ строить свои энергетические стратегии, предполагающие все большую зависимость от политических настроений в Анкаре.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики