Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков: Проект арктических ветряков существует пока только на бумаге

Юшков: Проект арктических ветряков существует пока только на бумаге

Модульную ветроэнергетическую установку (ВЭУ), адаптированную для суровых условий Арктики, с использованием цифровых технологий разработали ученые Санкт-Петербургского Политеха. Может ли Арктика стать источником «зеленой» энергии для России, для Publico прокомментировал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Игорь Юшков:

«Создание арктических ветровых электростанций – это давняя идея, возникшая с начала 2010-х гг. Однако речь идёт не столько о получении электроэнергии для потребления в самой Арктике (ее жилых районах, портах и так далее), а, скорее, о том, чтобы снизить углеродный след. Эту идею активно продвигали компании, которые работали на европейский рынок. В частности, у “Новатэка”, ведущего проект “Ямал-СПГ”, была инициатива поставить ветряки в арктическом исполнении, чтобы вырабатывать не только электроэнергию, но, возможно, даже делать водород методом либо электролиза воды, либо из метана одной из турбин электростанции, которая обеспечивает энергию “Ямала СПГ”, откуда идет сжиженный газ на европейский рынок.

Для этого проекта планировалось сделать больше “зеленых” проектов в рамках декарбонизации. Такой идей была частично хотя бы одну или несколько турбин перевести на работу не просто на газе, а на смеси газа с водородом, чтобы показать свое стремление к декарбонизации. Другой идеей была как раз установка ветряков в арктическом исполнении. Все это предлагалось сделать, чтобы снизить углеродный след товаров, которые идут в Европу, потому что именно для европейского рынка это важный фактор.

Европа внедряет пограничный углеродный сбор, отслеживает, какой углеродный след имеет товар (то есть, сколько было спровоцировано выбросов парниковых газов при производстве единицы товара). И такой подход был важен для “Ямал СПГ” и прочих проектов. Таким образом, компании рассчитывали повысить свою конкурентоспособность, уменьшая углеродный след.

Но возникает вопрос: что выгоднее, завозить уголь и мазут по СевМорПути летом, таким образом, обеспечивая северный завоз, либо поставить ветряки? Пока, по крайней мере, более надежным выглядит естественно, северный завоз. Ветряки в арктическом исполнении могут быть неким дополнением для того, чтобы сэкономить завезенное летом топливо.

Проект арктических ветряков существует пока только на бумаге, он еще не опробован, потому себестоимость подобных проектов будет довольно высокой. Для полного обеспечения Севера “зеленая” энергетика – это очень дорогая история. Но если в купе с таким обеспечением возможно получить снижение углеродного следа и повышение конкурентоспособности товара для европейского рынка, тогда компании вполне могут быть в этом заинтересованы».

Источник: Publico, 06.08.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики