Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Китай не обрушит рынок нефти из-за внедрения электрокаров

И. Юшков: Китай не обрушит рынок нефти из-за внедрения электрокаров

Агентство "Рейтерс" пишет, что Китай может перестать потреблять такое количество нефти, как раньше, из-за перехода жителей на электрокары. За прошлый год на Китай пришлось 60% мировых продаж электрокаров. Нефти потреблял Китай в прошлом году 41% от мирового уровня, и в ближайшие годы наступит пик и плато, предрекают эксперты издания. Кроме электрокаров, Китай активно заменяет дизельные грузовики более дешевыми на газу — из-за кризиса рынка недвижимости. О том, насколько реальны прогнозы по спаду потребления нефти Китаем и когда электрокары начнут влиять на рынок углеводородов, своим мнением с Накануне.RU поделился ведущий аналитик Фонда энергетической безопасности Игорь Юшков:

— "Рейтерс" пишет о том, что Китай чуть ли не в следующем году перестанет потреблять нефть, это, конечно, нереально. Китай — один из крупнейших мировых потребителей нефти. И если что-то будет происходить со спросом на нефть в Китае, то это будет происходить очень-очень постепенно.

Китай действительно активно развивает электрокары, производит их как для внутреннего рынка, так и для внешнего, и продажи огромными темпами растут, во многом за счёт низкой базы, но, тем не менее, в любом случае численность электрокаров в Китае очень большая, и Китай если не уже в лидерах, то, наверное, в ближайшее время мы увидим, что во всем мире он будет лидером по количеству электрокаров. Да и вообще у них автопарк растёт, и в том числе продаётся много автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Поэтому говорить о том, что Китай отказывается от нефти — нет, он её по-прежнему потребляет очень много, от нефти он не отказывается ни сейчас, ни в ближайшие десятилетия не откажется.

Поэтому стоит ожидать, может быть, определённых изменений в динамике потребления нефти в мире, в Китае, в частности. Но опять же, пик нефти, когда уже начнёт снижаться объём потребления в мировых масштабах, ещё не пройдён и, может быть, не будет пройдён даже в 2020-х годах, может быть, только что-то в 2030-х изменится. И если мы говорим о том, чтобы электрокары вытеснили с рынка существенную долю автомобилей на двигателе внутреннего сгорания, чтобы это было видно на мировом потреблении нефти, то тут, скорее, речь пойдёт про 2030-е годы, чем 2020-е.

Сейчас же мы видим разные региональные тенденции. В Европе как раз снижается объём потребления нефти, скорее в Соединённых Штатах будет снижаться со временем, где-то, наоборот, он будет расти — в Африке, в Индии, в Юго-Восточной Азии продолжается рост потребления нефти. Поэтому, скорее, можно говорить о перераспределении структуры нефтяного рынка, но не об отказе от нефти как таковой.

Насколько Россия готова к изменению структуры, как это изменение будет сказываться на экономике? Проблем с реализацией нашей нефти нет, мы продаём её. У нас, правда, теперь довольно сконцентрированные рынки сбыта, в частности, Индия, Китай занимают около 85-90% экспорта. Если мы добавляем сюда Турцию, то это уже под 95% примерно экспорта российской нефти. Поэтому наши рынки сконцентрированы. Но, тем не менее, мы перешли на экспорт именно в те страны, где от нефти отказываться не собираются. Индия растёт, Китай с проблемами, но тоже постепенно подрастает. Они не ставят перед собой задачу как можно быстрее отказаться от нефти, в отличие от европейцев.

Наша основная задача — это добывать нефть в нужных объёмах, потому что из-за санкций часть западных технологий для нас закрыта, поэтому нужно разрабатывать собственные. Вторая задача — это снижать издержки при экспорте и продаже нефти, соответственно, работать в национальных валютах, снижать издержки при переводе денег, снижать издержки при транспортировке нефти. Мы видим, что мы пользуемся тем самым теневым флотом, там ещё куча страховых компаний, тоже альтернативных появилось вот в этих сегментах. Нам нужно снижать издержки для того, чтобы больше денег от продажи нефти оставалось и компаниям, и бюджету.

Источник: Накануне.RU, 04.12.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики