Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поставки сырья на российские НПЗ падают

Поставки сырья на российские НПЗ падают

В частности, это происходит из-за атак дронов на заводы. Объем отгрузок на нефтеперерабатывающие заводы в 2024 году сократился на 2,5%, переработка снизилась на 3%, а выпуск бензинов — почти на 6,5%

Поставки сырья на российские НПЗ в прошлом году снизились, в том числе из-за атак дронов на заводы, пишет «Коммерсантъ».

Объем отгрузок на нефтеперерабатывающие заводы в 2024 году сократился на 2,5%, до 271,5 млн тонн. Сама переработка снизилась на 3%, а выпуск бензинов — почти на 6,5%. При этом независимые поставщики в прошлом году увеличили отгрузки на НПЗ почти на 22% — это примерно 10% от всех поставок, пишет газета.

По мнению источников издания, одним из ключевых факторов снижения поставок стали многочисленные внеплановые ремонты на заводах, которые были связаны как с поломкой оборудования, так и с атаками дронов.

С другой стороны, несколько месяцев 2024 года в России действовал запрет на экспорт бензина, что также сказалось на переработке нефти. Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Атака дронов — это только один из факторов, почему пострадала переработка. Второй фактор — санкции, которые были введены еще в 2022 году, и там был запрет на поставку оборудования для НПЗ, в результате НПЗ ремонтировать стало стоить дороже и дольше, а из-за того что дроны по ним бьют, это нужно делать чаще. Вот в чем проблема. То есть нужно какое-то оборудование ввезти параллельным импортом из западных стран, что-то мы производим у себя, но теперь на него повышенный спрос, и что-то мы везем из Азии, в любом случае это уже дороже. А оттого что дефицит деталей, ремонты затягиваются, поэтому и простой НПЗ становится тоже больше. Но в итоге это не привело к дефициту нефтепродуктов, хотя правительство этого опасалось, поэтому вводило запрет на экспорт бензина дважды за 2024 год, но при этом физически дефицита ни дизеля, ни бензина все-таки не случилось, это была некая превентивная мера. Рентабельность переработки, вообще этого сегмента нефтяной отрасли, уменьшилась, и в 2025 году стоит ожидать, что подобное будет повторяться, пока не прекратятся удары по российским НПЗ. Мы видим, что сейчас, наоборот, идет активизация попыток ударить и по топливным базам, и по нефтеперерабатывающим заводам, и по газоперерабатывающим заводам со стороны Украины, и везде одна и та же проблема будет. Да, оборудование нужно закупать, это долго, дорого, в итоге маржинальность отрасли будет снижаться, снижает ее еще и тот фактор, что государство запрещает все дополнительные затраты перекладывать в стоимость топлива для конечного потребителя, потому что это будет вызывать социальное напряжение в обществе, поэтому нефтяники оказываются между двух огней: с одной стороны, повышенные затраты, а с другой — запрет на то, чтобы просто переложить их в стоимость топлива».

В феврале прошлого года «Коммерсантъ» писал, что после аварии на Нижегородском НПЗ «Лукойла», а также пожаров на нефтезаводах и базах в Туапсе, Волгограде и Брянской области производство бензина в России в январе 2024-го упало почти на 2% год к году.

В начале текущего года атаки на российские НПЗ только участились. Ранее сообщалось о пожарах на объектах ТЭК в Тульской, Рязанской, Ростовской и других областях. Этой ночью второй раз за неделю был атакован НПЗ в Волгограде. Из-за падения обломков беспилотников на территории завода произошло несколько возгораний, которые были оперативно локализованы, сообщили местные власти.

Источник: BFM.RU, 03.02.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики