Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия увеличила экспорт сжиженного природного газа несмотря на санкции

Россия увеличила экспорт сжиженного природного газа несмотря на санкции

Россия по итогам 2024 года увеличила экспорт сжиженного природного газа (СПГ) на 2,1 млн тонн по сравнению с результатом 2023 года, с 31,4 до 33,5 млн тонн. Наша страна сохранила за собой четвертое место по объемам поставок СПГ на мировой рынок, внеся самый ощутимый вклад в их совокупный рост в прошлом году. Такие данные следуют из итогового отчета Международной группы импортеров СПГ (GIIGNL).

Больше нас в 2024 году СПГ экспортировали США - 85,4 млн тонн (рост на 0,9 млн тонн), Австралия - 79,2 млн тонн (снижение на 0,4 млн тонн) и Катар - 78,2 млн тонн (поставки остались на уровне 2023 года). Глобальный рынок СПГ в 2024 году вырос с 401 до 406 млн тонн, из которых более трети пришлось на поставки из России.

Примечательно, что новых крупнотоннажных и среднетоннажных мощностей по производству СПГ в нашей стране в прошлом году не запускалось. Проект "НОВАТЭКа" завод "Арктик СПГ-2", где построена первая линия сжижения газа на 6,6 млн тонн в год, с осени 2023 года находится под санкциями и официально отгрузки так и не начал. Возникает вопрос, откуда взялся рост экспорта?

В отчете GIIGNL говорится, что с "Арктик СПГ-2" в прошлом году было продано 0,26 млн тонн СПГ, а основной прирост поставок (1,6 млн тонн) пришелся на другой проект "НОВАТЭКа" - завод "Ямал СПГ". Официальная мощность проекта - 17,4 млн тонн, но максимальная производительность может быть больше, по разным оценкам, от 18 до 20 млн тонн в год. 

По данным GIIGNL, с проектов СПГ в европейской части России было отгружено 23,5 млн тонн. Еще 10 млн тонн пришлось на дальневосточный проект "Газпрома" завод "Сахалин-2". В европейской части страны помимо "Ямал СПГ" и "Арктик-СПГ-2" есть два завода по сжижению газа на Балтике: "СПГ Портовая" ("Газпром") мощностью на 1,5 млн тонн в год и "Криогаз-Высоцк" ("НОВАТЭК") на 0,8 млн тонн.

Даже с учетом этих проектов без "Арктик СПГ-2" совокупная максимальная мощность заводов в европейской части страны - 22,3 млн тонн в год, что на 1,2 млн тонн меньше результата отгрузок прошлого года. 

По словам руководителя проектов "Имплемента" Ивана Тимонина, основной вклад в рост экспорта СПГ по итогам 2024 года с российских заводов, расположенных в европейской части и Арктической зоне, внес порт Сабетта, через который идут поставки с "Ямал СПГ". Отгрузки оттуда увеличились на 1,2 млн тонн, достигнув 19,8 млн тонн. При этом мощностей "Ямала СПГ", с учетом его фактической производительности, вполне достаточно для обеспечения таких объемов. Например, в 2022 году отгрузки через Сабетту составили 20,8 млн тонн, что иллюстрирует наличие значительного эксплуатационного запаса. Поэтому говорить о выходе на рынок продукции с "Арктик СПГ-2" пока преждевременно.

Иное мнение у замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача. Он считает, что, по-видимому, основной прирост обеспечили поставки с "Арктик СПГ-2", поскольку заводы на Балтике и "Ямал СПГ" вышли на проектный максимум производства до 2024 года.

Правда, не совсем понятно, каким образом получается осуществлять отгрузки с "Арктик СПГ-2". Популярная в иностранных СМИ версия, что для этого используются танкеры-газовозы "Ямал СПГ", не выдерживает никакой критики. Это был бы слишком большой риск для проекта "Ямал СПГ", акционерами которого являются иностранные компании. Причем риск для них ничем не оправданный, после введения санкций США иностранные акционеры заморозили свое участие в "Арктик СПГ-2".

В этом году объемы экспорта нашего СПГ во многом будут зависеть от геополитических событий. Но есть и экономические факторы. По мнению Гривача, без массового ввода в строй новых газовозов арктического класса увеличить экспорт будет сложно, а пока прогресс в этой сфере идет медленнее, чем хотелось бы.

С другой стороны, если уже в 2024 году часть поставок (даже по данным GIIGNL) ушла с "Арктик СПГ-2", то в 2025 году их объем может и возрасти.

С точки зрения аналитика ФГ "Финам" Сергея Кауфмана, можно допустить, что в этом году "Арктик СПГ-2" поставит 1-2 млн тонн СПГ на экспорт, поскольку технологически все готово, а в летний сезон благоприятной ледовой обстановки возможны поставки и без дефицитных танкеров высокого ледового класса. Основным фактором неопределенности является спрос на подсанкционный СПГ, так как даже дружественные страны не всегда готовы его покупать.

Еще один нюанс, который обращает на себя внимание в отчете GIIGNL, - это снижение объемов спотовых сделок (по быстрым контрактам на бирже и торговых площадках) на МПГ рынке. В 2023 году их было заключено на 156,2 млн тонн, а в 2024 году - на 146 млн тонн. Если вспомнить 2019-2020 год, то тогда считалось, что вся торговля газом вскоре станет идти не по долгосрочным контрактам, а через биржу.

По словам Тимонина, ранее действительно наблюдалась тенденция к усилению роли спотовых поставок. Однако события последних лет - санкции, ограниченное предложение и ценовые шоки - существенно изменили стратегию закупок у импортеров. Долгосрочные контракты хотя и менее гибкие, но обеспечивают стабильность поставок и цен, что в условиях высокой неопределенности стало приоритетом.

Гривач уточняет, что ни один большой проект не может быть запущен без заключения долгосрочных контрактов хотя бы на 70-80% от объемов своего производства. Ему просто не дадут финансирования. Другое дело, что сейчас большинство долгосрочных контрактов с непосредственными производителями заключаются не конечными потребителями, а глобальными трейдерами на условиях ФОБ (погрузка в порту происхождения со свободной точкой назначения). И следовательно, груз может быть перепродан в любой момент.

Кроме того, есть и статистические казусы, что именно считается краткосрочным контрактом. Классический спот - это продажа конкретного груза покупателю. Все остальное - в той или иной степени среднесрочные соглашения, которые заключаются агрегаторами на базе своих портфелей, обеспеченных в основном долгосрочными контрактами с производителями СПГ.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 29.05.2025


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики